Светлана Мендыбаева
Консультация для педагогов «Развитие речи в младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей детского сада. «Основные формы и методы развития речи во 2-й мл. группе»
Цель:
Познакомить воспитателей с опытом работы по развитию речи в свободной деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речи в младшей группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Раскрыть многообразие методических приемов, помогающих сделать педагогическую работу более содержательной, многоплановой и эффективной; предоставить возможность на практике применить ряд дидактических упражнений.
Ход консультации
В младшем дошкольном возрасте приоритетным направлением педагогической работы с детьми является развитие речи, поддержание интереса к общению у трехлетних болтушек и создание условий в развивающей среде, которые будят желание посмотреть, послушать, и проявить свое «Я».В этом возрасте речедвигательный аппарат находится в стадии развития и формирования. Поэтому наша задача помогать и способствовать более целенаправленному развитию мышц губ, языка, мягкого неба, формированию силы выдоха, речевого дыхания.
Я предлагаю провести такие игры с детьми:
1. «Фокус»
Цель: активизация кончика языка, подготовка к произношению звука «ш».
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посредине языка, а вата лететь прямо вверх; нижней челюстью не помогать.
2. «Слоники».
Цель: активизация мышц губ.
Описание: Показ иллюстраций: «Посмотрите, какой у слоника хоботок, а кто из вас может вытянуть губки хоботком (челюсти сжаты). А теперь наши слоники будут «пить воду» своими хоботками (при вдохе). Набрали воды, а теперь «брызнем на себя водичкой», поднимите хоботок вверх (зубы сжаты, имитация выпускания воды).
3. «Улитка».
Цель: развитие речевого слуха, умение узнавать товарища по голосу.
Описание: водящему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
«Улитка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахара,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я?»
Чей голос узнала водящая, тот становится сам «улиткой».
2. Хочется отдельно остановиться на роли развития мелкой моторики пальчиков в формировании речи ребенка. Йосиро Цуцумиси утверждал, что кончики пальцев рук – второй головной мозг Великий немецкий философ И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом» Поведение человека становится действительным только тогда, когда осознанное и указанное головным мозгом действие выполняется пальцами. Руки для немых служат средством выражения вместо языка, а для слепых – средством восприятия вместо глаз. Как рука чудесна! Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев рук приводят в гармоничные отношения тело и разум. Поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоши Токуиро создал методику оздоровления, воздействуя на руки. Ведь пальцы имеют большое количество рецепторов посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Так восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Китае широко применяют упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Что гораздо более эффективно, чем простое традиционное раздражение. Такие занятия имеют оздоравливающее, тонизирующее влияние. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение. Улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, развивают координацию движений, силу, ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами
1. Круговые движения между ладонями (1–2 шт.) прижимая их с усилием.
2. Круговые движения на тыльной стороне руки, прижимая их ладонью другой руки.
3. 2-мя орехами круговые движения в каждой ладони одновременно (правая – по часовой стрелке, левая против часовой).
Устраняют недовольство, нервное раздражение, предотвращает старение мозга, а также способствует долголетию. Это наиболее популярные упражнения. Прекрасное оздоровительное и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Талантом нашей народной педагогики созданы игры : «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоровительное воздействие. Однако даже простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Поэтому ручными движениями можно начать и закончить занятие. Движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. [] Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать ложку, чашку, карандаш, умываться, лепить. Например, если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. Упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Каждое упражнение повторяется несколько раз 2– 3 раза в день. Приведем примеры некоторых игр:
1. «Детки»
– Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Описание: поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинув пальцы. Поочередно считать пальчики, сжимая их в кулачок, начиная с большого пальчика.
2. «За работу»
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем вместе песни петь,
Песни петь, да плясать,
Наших деток забавлять.
Описание: поочередно разгибать пальцы, начиная с большого пальца, а на слова «Песни петь…», энергично шевелить ими.
в) Игры на движения кисти («Погладим котенка», «Бабочка», «Птички», «Веселые маляры» и др.)
3. «Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде
Дома и на улице.
Даже «Здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Описание: кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться пальцев этой же руки.
Во 2-й младшей группе перед воспитателями стоит задача интенсивно обогащать речь детей путем восприятия речи и рассказов взрослых. Эти рассказы самые разнообразные: Рассказы о предстоящих событиях. Их главная цель создать ситуацию предвкушения радости завтрашнего дня, Рассказы о прошедшем дне – шаговая констатация того, что уже произошло. Эти рассказы влекут за собой отсроченное переживание событий, доставивших детям приятное или огорчивших их. Рассказы о детях помогают ребенку услышать, что-то приятное в свой адрес в присутствии всех детей, так реализуется потребность ребенка почувствовать себя значимым, компетентным. Рассказы о взрослых, о животных.
Другой ключевой задачей развития речи является развитие диалогической речи.
а) Эту задачу, прежде всего, решаем в индивидуальных разговорах с ребенком, а их эффективность напрямую связана с характером наших отношений с малышом, от уровня его привязанности и доверия к нам. И в течение дня нужно найти время для каждого ребенка, чтобы побеседовать с ним.
б) Другим средством диалогической речи, помогающим нам в работе, являются стихи– диалоги (такие, как «Кисонька – мурысонька»).
в) А также ролевые диалоги, где дети слышат не только формулы речевого этикета, но и учатся высказывать свои мысли, привлекая опыт ролевых отношений, который дети осваивают в сюжетно– ролевых играх. Вызывают у детей интерес и проблемные ситуации игрушек или «не очень умелого и рассеянного воспитателя»
г) Сюжетные картинки – ценнейший материал для активизации речи детей. Это может быть не только отдельная картинка, но и небольшая серия, в которой действия могут «разворачиваться», а могут и касаться одних и тех же героев, попадающих в различные сюжеты. Зная, что к 4 годам у детей начинает складываться чувство юмора, мы используем картинки – путаницы, которые дети рассматривают при активном участии воспитателя. Рассматривание проходит маленькими шагами, вхождение в изображенное. Привлекают ребят и литературные небылицы. Помимо картин, иллюстраций, картинок широко применяем ежедневное рассматривание книжных иллюстрации.
5. Сформировать грамотную речь у детей помогает и приобщение к книге, которая представляет богатейший материал нашей русской культуры и национальных традиций. Дети ежедневно слушают сказки, рассказы, стихи. Привлекают их и скороговорки, произносимые воспитателем, и считалки, сочетающихся с ритмом жестов. Дети с огромной радостью принимают участие в разных играх начиная с речевых, дидактических, настольных и заканчивая подвижными играми.
6. Развивать речь детей помогает и связь с другими видами деятельности, которые помогают научить детей использовать речь для объяснения условий, принятия решений, выхода из различных ситуаций, анализа полученных результатов. Это лишь обзорный экскурс в методы и формы работы, проводимые с детьми в группе, которые помогают организов