Лариса Ищенко
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребёнка очень тесно связано с развитием ручной моторики. Это обусловлено, прежде всего, анатомической близостью зон, регулирующих ручную и речевую моторику. Такие авторы, как Кольцова М. М., Фомина Р. В., Руднева М. К., Звонарёва М. И., Кизман Г. П., Запорожец Л. В. подчёркивают роль развития двигательных функций и, главным образом, мелкой моторики для развития речи. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина). М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Кроме пальчиковых игр существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Для тренировки пальцев рук полезно сортировать различные предметы: бусинки, камешки, пуговицы, крупы, фишки различных мозаик. Другим видом деятельности, способствующим развитию мелкой моторики, является работа с мозаикой. От мозаик можно перейти к составлению различных объектов из деталей конструкторов. Упражнения в конструировании способствуют укреплению мышц рук, подвижности пальцев.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Упражнения для развития мелкой моторики :
1) рисование различных фигур;
2) обвести по контуру, трафарету;
3) провести по линии, по точкам;
4) штриховка, раскрашивание;
5) выкладывание контурных рисунков и узоров из счётных палочек;
6) наматывание ниток на клубок;
7) работа с мозаикой, пазлами;
8) работа с конструктором;
9) лепка из пластилина;
10) работа с ножницами;
11) вышивание;
12) комплексы пальчиковой гимнастики;
13) сортировка мелких предметов;
14) застёгивание и растёгивание пуговиц;
15) шнуровка;
16) нанизывание на тесьму;
17) графические упражнения и диктанты.