Марина Баламутина
Консультация для педагогов «О пользе развития мелкой моторики руки»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное общеобразовательное учреждение «Крымская республиканская гимназия-школа-сад Консоль»
«О пользе развития мелкой моторики руки»
Автор-составитель:
Баламутина М. В., воспитатель детского сада
ЧОУ «Консоль»
Симферополь
2018 год
Публикация «Консультация для педагогов „О пользе развития мелкой моторики руки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу, – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики).
В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка, рисование) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия.
Тем не менее, надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.
Слабая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожному состоянию ребенка в школе.
Широко используются пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.
Театр в руке
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, куклы-марионетки.
Работа с пластилином
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить лепку из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Так же, как и работа с тестом.
Работа с бумагой
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами» : складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Работа с тканью, а также шитье, вязание, плетение, застежки.
Работа с природным материалом: из камней и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка. Работа с бросовым материалом. Работа с пуговицами.
Пуговичный массаж
Просторная коробка заполняется пуговицами. Дети опускают руки в коробку, водят ладонями по поверхности, перебирают пуговицы между ладонями, пересыпают их из ладошки в ладошку. Находят самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Работа с крупой, бусами
«Ракушка» - круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.
«Божьи коровки» - просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней – гречневая крупа, в более крупной – горох или фасоль. Игрушки можно использовать как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т. п.
Упражнения с мячами
Ребенок учится захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке; держать одной рукой – другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Упражнения выполняются каждой рукой по очереди.
Графические диктанты помогут подготовить руку ребёнка к письму, развить пространственное воображение, научить ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить основу для формирования правильного письма.