Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки»

Яковенко Татьяна Ивановна
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки»

1 РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ

Подготовила музыкальный руководитель : Т. И. Яковенко

2 «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса»

Альберт Эйнштейн

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки“» размещена в разделах

3 Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Но связь между музыкой и математикой существует.

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения.

Представить математику и музыку, стоящими рядом с первого взгляда трудно. Слушая музыку, мы попадаем в мир звуков и открываем в ней совершенство, красоту, гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел.

Математика и музыка казалось бы, находятся на разных полюсах человеческой культуры.

Но в истории развития человеческой мысли математика, и музыка предстают как взаимосвязанные.

4 В начале XX века наш знаменитый соотечественник, философ А. Ф. Лосев: " Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно

5 Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. Давайте посмотрим, как мы с вами развиваем математические способности на занятиях музыки.

" Кто у нас в углу сидит?" спрашивает мама у годового малыша и даже не задумывается, что знакомит ребенка с понятием " углы". Заплаканному ребенку говорят: " Не плачь, куплю калач. Не реви - куплю целых три". И малыш узнаёт о цифрах. Еще с младшей группы детского сада дети знакомятся со звуками и узнают, что он бывает длинным, коротким, высоким, низким, а это понятие "расстояние".

В песнях "Птица и птенчики", "Лесенка" дети узнают, что звуки делятся. А ведь "деление" они узнают гораздо позже, в школе.

При знакомстве с формой музыкального произведения используются схемы из геометрических фигур: круг, прямоугольник, треугольник.

Слушая музыкальные произведения, разные по характеру дети сталкиваются с математической операцией "сравнения". Знакомя детей с музыкальными терминами " форте " или " пиано" замечаем, что эти знаки схожи с математическими " больше" или " меньше".

6 В музыкальных играх дошкольники также получают математические знания. Так в играх: " Найди свой листик", " Чей кружок соберется быстрее "закрепляется знания цвета и формы.

в такие игры как "Весёлый круг "или "Мы вместе", а игра " Весёлый счет" используется на закрепление порядкового счета и количества.

7 Игра: «Неделька»

• Закрепление у детей понятий о рабочих и выходных днях.

Дети танцуют под музыку в рабочие дни недели, в выходные замирают.

Команды: Вторник, Суббота и т. д.

Игра «Назови соседей»

• Закрепление счёта в пределах 10, уметь выделять предыдущие и последующие числа

Под музыку передаем шарик. Музыка заканчивается ребёнок называет своих соседей.

Игра: «Весёлые горошки»

• Упражнять в счёте

Под музыку дети бегают вокруг стручков с горошком. С окончанием музыки необходимо взять стручок, посчитать количество горошка и встать рядом с цифрой по количеству горошка в стручке.

Кто первый с заданием справился тот и выиграл.

«Игра с хлопками»

• Упражнять в счёте

Развивать внимание, чувство ритма

Детей разделить на 2 команды. Выиграют самые внимательные.

Под музыку разного характера «Микс» дети отхлопывают ритм столько раз, сколько показывает педагог на пальцах.

Игра «Варежки»

• Закрепление понятий о геометрических фигурах.

Детям выдаются варежки по 1 шт. ( На варежках пришиты разного цвета геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.) Необходимо найти пару и сформировать команду под названием «Круг», «Квадрат» и т. д.

Команды образуют фигуры. В центре круга стоит ребёнок – водящий и держит схему построения.

На 1 часть музыки дети просто ходят по кругу, квадрату, прямоугольнику, треугольнику.

На 2 часть музыки дети бегают. Ведущие меняют место положения.

В 3 части музыки дети бегут к своему водящему. Выиграет тот, кто сделал свою фигуру первый.

Задание можно усложнить и у ведущих поменять фигуры на другие.

8 Музыкальная игра-танец "НАПРАВЛЕНИЕ"

ЦЕЛЬ: формировать у детей представления о векторных понятиях: "направление движения"

Дети свободно располагаются в зале и двигаются в соответствии с проговариваемым текстом:

Мы пойдем сначала вправо - раз, два, три.

А потом пойдем налево - раз, два, три,

А потом пойдем назад - раз, два, три.

А потом пойдем вперед - раз, два, три.

А сейчас пойдем по кругу - раз, два, три.

Мы шагаем друг за другом - раз, два, три.

Повернемся мы друг к другу - раз, два, три.

Зашагаем к центру круга - раз, два, три.

А теперь мы все обратно потихонечку пойдем.

Мы движению любое направление найдем.

Музыкальная игра-танец «Вперёд 4 шага

Вперёд 4 шага,назад 4 шага

Крутится, вертится шар голубой.

Ручками похлопали, ножками потопали,

Плечиком подрыгали, а потом попрыгали.

9

А чтобы выбрать ведущего в игре нужна считалочка. Все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности. Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.

Различные считалки несут в себе неоднородную методическую значимость, поскольку могут научить детей считать до определенного (3, 5, 7 и т. д.)

Считалки весьма ценны

10 " Мыши"

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Разбежались мыши вон.

Обучающие задачи

* В счёте в пределах 7 в прямом и обратном порядке.

* Закрепить знания о последовательности дней недели

«Считалка».

Обучающие задачи

* В счёте в пределах 7 в прямом и обратном порядке.

* Закрепить знания о последовательности дней недели

Развивающие задачи :

* Способствовать развитию коммуникативных навыков

Воспитательные задачи:

* Воспитывать самостоятельность

* Воспитывать интерес к занятиям.

Гном ПОНЕДЕЛЬНИК, просто бездельник,

Жил беззаботно- пел да играл.

Он иногда уходил в старый ельник

И бестолковых ворон разгонял.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

Брат его Вторник, маленький дворник

Листья в лесу метлой подметал.

Но ветер поднялся и гном испугался,

Бросил метёлку и в дом убежал.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один

Гномик среда- уходит всегда

В лес за грибами с корзиной, и вот!

Увидел малину- бросает корзину

И набивает малиной живот.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

Гномик четверг воскликнул: «Ура!

Ведь жить, хорошо и жизнь хороша,

Хоть белки и мишки поели все шишки

А всё, что осталось – поделим друзья.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

Кубарем катится по полю Пятница

И издаёт очень радостный смех.

Гномик из гномиков, маленький Пятница

Самый смешной и забавный из всех.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

У гнома Субботы сплошные заботы:

Случилось несчастье 125,

Пропали чудесные зимние боты,

И не в чем Субботе теперь погулять.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

Мёд и варенье любил Воскресенье.

Пел беспрерывно трам-тара-рам,

Ящик печенья и банку варенья

Запросто он съедал по утрам.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

11 Музыкальная разминка «Счет» Музыка Л. Палий

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – В ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять – руками помахать,

Ну и дальше продолжать!

Шесть – пониже нам присесть,

Семь – плечами потрясти,

Ну а 8 потянись,

Скажем 9 - покружись.

Скажем 9 - покружись,

Ну а 10 поклонись!

Игра для малышей «Раз-два»

Для развития устойчивости внимания у малышей при воспроизведении ритмических рисунков можно использовать игру «Раз-два».

Эта игра проводится под музыку танцевального характера, например – «Летки-енки» Р. Лихтенене.

На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту.

1т. – Раз, два! 5т. – Раз, два!

2т. – Хлоп-хлоп-хлоп. 6т. – Шлеп-шлеп-шлеп.

3т. – Раз, два! 7т. – Раз, два!

4т. – Топ-топ-топ. 8т. – По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.

Обучения дошкольников еще и потому, что легко превращаются в коротенькие игры, что соответствует ведущему виду деятельности в этом возрасте. И именно в игре ребенку рассуждать легче всего, ибо рассуждение здесь является естественным следствием действия, имеющего для дошкольника не только смысл, но и огромное значение.

Таким образом, навык счета, являющийся не только одним из основных умений, обучение которым предусмотрено математической подготовкой дошкольников, но и одним из показателей наличия логики в сознании человека как одного из стержневых элементов умственного развития, усваивается и закрепляется посредством музыкального материала. Старшие дошкольников знакомятся с ориентировкой в пространстве, играя

Использование на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Так "Лесенка" знакомит с пространственными величинами «верх», «вниз»,

а "Ритмические кубики" с величиной и цветом. "Сложи песенку" с цветом и геометрическими фигурами.

Перед разучиванием песен, используются распевки на развитие голоса такие как "Это мяч, круглый мяч" понятие формы и цвета, "Три синички" понятие количественного счета. Многие песни тоже помогают осваивать математику "Три таксиста", "Тридцать три коровы", "Дважды два четыре", в которой можно запомнить часть таблицы умножения.

12 Считалки ценны для обучения дошкольников потому, что легко превращаются в музыкальные игры, что соответствует ведущему виду деятельности в этом возрасте. (Именно в игре ребенку рассуждать легче всего).

Таким образом, навык счета, обучение которому предусматривается математической подготовкой дошкольников, является одним из стержневых элементов умственного развития и показателем наличия логики в сознании развивающегося человека.

13 Пальчиковая гимнастика также закладывает у дошкольников математические знания. «Бьют часы» «Топ, топ, топ» Е. Поддубной.

Фонопедические и логоритмические упражнения также способствуют развитию математических способностей у детей : (фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приемах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосового (певческого) аппарата в норму).

14 Логоритмические упражнения - направлены на совершенствование речи ребенка, активизацию его двигательных навыков, умение ориентироваться в пространстве, понимание смысла предлагаемых заданий (дыхательно – голосовая зарядка с движением (Стрельникова, упражнения на расслабление, пропевание гласных звуков с движением) – все это приучает детей к оздоровительному режиму.

Разучивание танцев и плясок идет под счет, дети учатся ориентироваться в пространстве: вперед, назад, влево, вправо; по диагонали; врассыпную; в круг, парами, тройками и т. д.

15 Для развития математических способностей в помощь педагогам предлагается использование с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т. д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

• Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу.

Например:

Игра с матрешками.

- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Кукла Матрешка)

- Давайте их сосчитаем. Сколько всего матрешек(4) Развивать навыки счета предметов от 1 до 5.

- Все матрешки одинаковые? Навык определения размера (больше, меньше)

- Матрешки решили танцевать.

Большая матрешка приглашает детей потанцевать и раздает платочки разного цвета. После танца дети должны собраться в кружок по цвету платочка. – Определение цвета.

Принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников.

• Фольклорная форма должна иметь математическое содержание;

• Фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны;

• Словарный материал фольклора должен быть понятен современным детям.

Использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки, сказки и др.

Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему.

диагонали; врассыпную; в круг; парами; тройками и т. д.

16 Музыкальные и математические операции родственны содержательно и психологически. Занимаясь музыкой человек развивает и тренирует свои математические способности.

Занятия музыкой помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.

Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.

Музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе.

Великий математик Лейбниц говорил : «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_qp9ob.pptx | 2102,69 Кб
 
Публикации по теме:

Математика без принуждения, или Развитие математических способностей посредством игровой деятельностиМатематика без принуждения, или Развитие математических способностей посредством игровой деятельности Необходимость реализации ФГОС ДО ставит перед педагогом задачу построить образовательную деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников»Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников» В этом 2018/2019 учебном году в нашем детском саду запланирована большая работа по формированию математических представлений у дошкольников. В.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной,.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников 4–5 лет» Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников 4-5 лет» Математика- эта такая сложная наука для многих.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников» Опубликовано 26.03.2019 г. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности".

Мастер-класс по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца» Свою образовательную работу я планирую в соответствии с основной образовательной программой «Детство» под редакцией Бабаевой, Гогобиредзе.

Мастер-класс «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказки» Мастер-класс «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказки» Основной принцип мастер-класса: «Я.

План по самообразованию «Развитие элементарных математических способностей дошкольников посредством дидактической игры» Тема по самообразованию: «Развитие элементарных математических способностей дошкольников средством дидактической игры». Цель: повысить.

Развитие математических способностей посредством дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста (Слайд 1) Тема: «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста по средством дидактической игры.» Работая в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки»
Опубликовано: 6 апреля 2019 в 07:22
+54Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД