Яковенко Татьяна Ивановна
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
1 РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ
Подготовила музыкальный руководитель : Т. И. Яковенко
2 «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса»
Альберт Эйнштейн
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3 Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Но связь между музыкой и математикой существует.
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения.
Представить математику и музыку, стоящими рядом с первого взгляда трудно. Слушая музыку, мы попадаем в мир звуков и открываем в ней совершенство, красоту, гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел.
Математика и музыка казалось бы, находятся на разных полюсах человеческой культуры.
Но в истории развития человеческой мысли математика, и музыка предстают как взаимосвязанные.
4 В начале XX века наш знаменитый соотечественник, философ А. Ф. Лосев: " Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно
5 Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. Давайте посмотрим, как мы с вами развиваем математические способности на занятиях музыки.
" Кто у нас в углу сидит?" спрашивает мама у годового малыша и даже не задумывается, что знакомит ребенка с понятием " углы". Заплаканному ребенку говорят: " Не плачь, куплю калач. Не реви - куплю целых три". И малыш узнаёт о цифрах. Еще с младшей группы детского сада дети знакомятся со звуками и узнают, что он бывает длинным, коротким, высоким, низким, а это понятие "расстояние".
В песнях "Птица и птенчики", "Лесенка" дети узнают, что звуки делятся. А ведь "деление" они узнают гораздо позже, в школе.
При знакомстве с формой музыкального произведения используются схемы из геометрических фигур: круг, прямоугольник, треугольник.
Слушая музыкальные произведения, разные по характеру дети сталкиваются с математической операцией "сравнения". Знакомя детей с музыкальными терминами " форте " или " пиано" замечаем, что эти знаки схожи с математическими " больше" или " меньше".
6 В музыкальных играх дошкольники также получают математические знания. Так в играх: " Найди свой листик", " Чей кружок соберется быстрее "закрепляется знания цвета и формы.
в такие игры как "Весёлый круг "или "Мы вместе", а игра " Весёлый счет" используется на закрепление порядкового счета и количества.
7 Игра: «Неделька»
• Закрепление у детей понятий о рабочих и выходных днях.
Дети танцуют под музыку в рабочие дни недели, в выходные замирают.
Команды: Вторник, Суббота и т. д.
Игра «Назови соседей»
• Закрепление счёта в пределах 10, уметь выделять предыдущие и последующие числа
Под музыку передаем шарик. Музыка заканчивается ребёнок называет своих соседей.
Игра: «Весёлые горошки»
• Упражнять в счёте
Под музыку дети бегают вокруг стручков с горошком. С окончанием музыки необходимо взять стручок, посчитать количество горошка и встать рядом с цифрой по количеству горошка в стручке.
Кто первый с заданием справился тот и выиграл.
«Игра с хлопками»
• Упражнять в счёте
• Развивать внимание, чувство ритма
Детей разделить на 2 команды. Выиграют самые внимательные.
Под музыку разного характера «Микс» дети отхлопывают ритм столько раз, сколько показывает педагог на пальцах.
Игра «Варежки»
• Закрепление понятий о геометрических фигурах.
Детям выдаются варежки по 1 шт. ( На варежках пришиты разного цвета геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.) Необходимо найти пару и сформировать команду под названием «Круг», «Квадрат» и т. д.
Команды образуют фигуры. В центре круга стоит ребёнок – водящий и держит схему построения.
На 1 часть музыки дети просто ходят по кругу, квадрату, прямоугольнику, треугольнику.
На 2 часть музыки дети бегают. Ведущие меняют место положения.
В 3 части музыки дети бегут к своему водящему. Выиграет тот, кто сделал свою фигуру первый.
Задание можно усложнить и у ведущих поменять фигуры на другие.
8 Музыкальная игра-танец "НАПРАВЛЕНИЕ"
ЦЕЛЬ: формировать у детей представления о векторных понятиях: "направление движения"
Дети свободно располагаются в зале и двигаются в соответствии с проговариваемым текстом:
Мы пойдем сначала вправо - раз, два, три.
А потом пойдем налево - раз, два, три,
А потом пойдем назад - раз, два, три.
А потом пойдем вперед - раз, два, три.
А сейчас пойдем по кругу - раз, два, три.
Мы шагаем друг за другом - раз, два, три.
Повернемся мы друг к другу - раз, два, три.
Зашагаем к центру круга - раз, два, три.
А теперь мы все обратно потихонечку пойдем.
Мы движению любое направление найдем.
Музыкальная игра-танец «Вперёд 4 шага
Вперёд 4 шага,назад 4 шага
Крутится, вертится шар голубой.
Ручками похлопали, ножками потопали,
Плечиком подрыгали, а потом попрыгали.
9
А чтобы выбрать ведущего в игре нужна считалочка. Все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности. Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.
Различные считалки несут в себе неоднородную методическую значимость, поскольку могут научить детей считать до определенного (3, 5, 7 и т. д.)
Считалки весьма ценны
10 " Мыши"
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон.
Обучающие задачи
* В счёте в пределах 7 в прямом и обратном порядке.
* Закрепить знания о последовательности дней недели
«Считалка».
Обучающие задачи
* В счёте в пределах 7 в прямом и обратном порядке.
* Закрепить знания о последовательности дней недели
Развивающие задачи :
* Способствовать развитию коммуникативных навыков
Воспитательные задачи:
* Воспитывать самостоятельность
* Воспитывать интерес к занятиям.
Гном ПОНЕДЕЛЬНИК, просто бездельник,
Жил беззаботно- пел да играл.
Он иногда уходил в старый ельник
И бестолковых ворон разгонял.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Брат его Вторник, маленький дворник
Листья в лесу метлой подметал.
Но ветер поднялся и гном испугался,
Бросил метёлку и в дом убежал.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один
Гномик среда- уходит всегда
В лес за грибами с корзиной, и вот!
Увидел малину- бросает корзину
И набивает малиной живот.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Гномик четверг воскликнул: «Ура!
Ведь жить, хорошо и жизнь хороша,
Хоть белки и мишки поели все шишки
А всё, что осталось – поделим друзья.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Кубарем катится по полю Пятница
И издаёт очень радостный смех.
Гномик из гномиков, маленький Пятница
Самый смешной и забавный из всех.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
У гнома Субботы сплошные заботы:
Случилось несчастье 125,
Пропали чудесные зимние боты,
И не в чем Субботе теперь погулять.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Мёд и варенье любил Воскресенье.
Пел беспрерывно трам-тара-рам,
Ящик печенья и банку варенья
Запросто он съедал по утрам.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
11 Музыкальная разминка «Счет» Музыка Л. Палий
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
Ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
Ну а 8 потянись,
Скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
Ну а 10 поклонись!
Игра для малышей «Раз-два»
Для развития устойчивости внимания у малышей при воспроизведении ритмических рисунков можно использовать игру «Раз-два».
Эта игра проводится под музыку танцевального характера, например – «Летки-енки» Р. Лихтенене.
На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту.
1т. – Раз, два! 5т. – Раз, два!
2т. – Хлоп-хлоп-хлоп. 6т. – Шлеп-шлеп-шлеп.
3т. – Раз, два! 7т. – Раз, два!
4т. – Топ-топ-топ. 8т. – По-во-рот!
Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.
Обучения дошкольников еще и потому, что легко превращаются в коротенькие игры, что соответствует ведущему виду деятельности в этом возрасте. И именно в игре ребенку рассуждать легче всего, ибо рассуждение здесь является естественным следствием действия, имеющего для дошкольника не только смысл, но и огромное значение.
Таким образом, навык счета, являющийся не только одним из основных умений, обучение которым предусмотрено математической подготовкой дошкольников, но и одним из показателей наличия логики в сознании человека как одного из стержневых элементов умственного развития, усваивается и закрепляется посредством музыкального материала. Старшие дошкольников знакомятся с ориентировкой в пространстве, играя
Использование на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Так "Лесенка" знакомит с пространственными величинами «верх», «вниз»,
а "Ритмические кубики" с величиной и цветом. "Сложи песенку" с цветом и геометрическими фигурами.
Перед разучиванием песен, используются распевки на развитие голоса такие как "Это мяч, круглый мяч" понятие формы и цвета, "Три синички" понятие количественного счета. Многие песни тоже помогают осваивать математику "Три таксиста", "Тридцать три коровы", "Дважды два четыре", в которой можно запомнить часть таблицы умножения.
12 Считалки ценны для обучения дошкольников потому, что легко превращаются в музыкальные игры, что соответствует ведущему виду деятельности в этом возрасте. (Именно в игре ребенку рассуждать легче всего).
Таким образом, навык счета, обучение которому предусматривается математической подготовкой дошкольников, является одним из стержневых элементов умственного развития и показателем наличия логики в сознании развивающегося человека.
13 Пальчиковая гимнастика также закладывает у дошкольников математические знания. «Бьют часы» «Топ, топ, топ» Е. Поддубной.
Фонопедические и логоритмические упражнения также способствуют развитию математических способностей у детей : (фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приемах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосового (певческого) аппарата в норму).
14 Логоритмические упражнения - направлены на совершенствование речи ребенка, активизацию его двигательных навыков, умение ориентироваться в пространстве, понимание смысла предлагаемых заданий (дыхательно – голосовая зарядка с движением (Стрельникова, упражнения на расслабление, пропевание гласных звуков с движением) – все это приучает детей к оздоровительному режиму.
Разучивание танцев и плясок идет под счет, дети учатся ориентироваться в пространстве: вперед, назад, влево, вправо; по диагонали; врассыпную; в круг, парами, тройками и т. д.
15 Для развития математических способностей в помощь педагогам предлагается использование с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т. д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.
• Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу.
• Например:
Игра с матрешками.
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Кукла Матрешка)
- Давайте их сосчитаем. Сколько всего матрешек(4) Развивать навыки счета предметов от 1 до 5.
- Все матрешки одинаковые? Навык определения размера (больше, меньше)
- Матрешки решили танцевать.
Большая матрешка приглашает детей потанцевать и раздает платочки разного цвета. После танца дети должны собраться в кружок по цвету платочка. – Определение цвета.
Принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников.
• Фольклорная форма должна иметь математическое содержание;
• Фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны;
• Словарный материал фольклора должен быть понятен современным детям.
Использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки, сказки и др.
Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему.
диагонали; врассыпную; в круг; парами; тройками и т. д.
16 Музыкальные и математические операции родственны содержательно и психологически. Занимаясь музыкой человек развивает и тренирует свои математические способности.
Занятия музыкой помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.
Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.
Музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе.
Великий математик Лейбниц говорил : «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».