Татьяна Сычина
Консультация для педагогов «Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий»
Цель: Распространение педагогического опыта по применению ЗСТ в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1 Раскрыть значение ЗСТ.
2 Познакомить с методикой проведения.
3 Поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников.
4 Познакомить педагогов с элементами ЗСТ с целью повышения профессиональной компетентности.
Публикация «Консультация для педагогов „Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная Организация Здравоохранения)
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей - зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в силы»
В. А. Сухомлинский.
Хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение улучшению здоровья. То есть можно сделать вывод, что образование и здоровье неразделимы.
Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они начнут беречься»
Сейчас пришло время новых технологий, назначение которых - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное самих детей на сохранение и укрепления здоровья. Эти технологии получили название «здоровьесберегающие»
Так что же такое ЗСТ - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.
Цели ЗСТ:
1 Обеспечить ребенку дошкольнику не только сохранения здоровья, но и укрепления.
2 Сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по ЗОЖ.
3 Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Используемые в комплексе ЗСТ формируют у ребенка спокойную мотивацию на здоровый образ жизни.
Какие же традиционные и не традиционные формы работы по укреплению здоровья мы используем в режимных моментах.
1 Эмоционально–стимулирующая гимнастика – это важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса.
2 Гимнастика пробуждения – переход ото сна к бодрствованию.
3 Артикуляционная гимнастика – это упражнение для формирования правильного произношения, которая укрепляет мышечную систему языка, губ, щек.
4 Пальчиковая гимнастика – это тренировка тонких движений пальцев и руки. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
5 Гимнастика для глаз – это упр. для снятия глазного напряжения. Если хотите, чтобы у детей было хорошее зрение, то уделяйте достаточно времени для этой гимнастики. Упражнение можно выполнять и сидя и стоя, но чтобы голова была в одном положении, работают только мышцы глаз. Так же гимнастика развивает глазомер, служит профилактикой нарушения зрения. (Проведем друзья сейчас мы гимнастику для глаз)
6Самомассаж - это лечение через прикосновение. Он представляет собой совокупность приемов дозированного механического воздействия на различные участки тела.
7 Дыхательная гимнастика – это один из самых эффективных способов привести в порядок наше физическое и физиологическое состояние. Дыхание объединяет тело и разум. Дыхательные упражнения могут помочь расслабиться, контролировать чувство тревожности, переутомление, перевозбуждение. Алексей Николаевич Стрельников утверждал: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, поэтому и болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать, научите их этому и болезнь отступит»
8 Биоэнергопластика- это новый метод укрепления здоровья. Био – человек, энергия – сила, пластика – движения. Биоэнергопластика направлена на совместимость движения рук и артикуляционного аппарата. С помощью этого метода улучшается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук, речь. (пальчиковое упр «Дятел»)
9 Кинезиология- это наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упр, основатели этого метода американские ученые Пол и Гейя Денисоны.
Такой факт - Секрет Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей своей жизни использовала кинезиологические упр. за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. (пальчиковое упр. Аллы Леонидовны Сиротюк. Колечко-кулак-ребро-кулак. Для малышей – ладошки вверх потянулись, ладошки вниз улыбнулись, ладошки на бочок, ладошки в кулачок.)
Все эти перечисленные формы работы являются составляющей ЗСТ. Благодаря им у детей происходит улучшение памяти, внимания, мышления, улучшение общего эмоционального состояния. Повышается работоспособность, уверенность в себе, улучшается соматическое здоровье.