Сладкова Светлана Владимировна
Консультация для педагогов «Применение ИКТ в работе воспитателя с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение ИКТ в работе воспитателя с детьми»
(слайд 2) Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.
Публикация «Консультация для педагогов „Применение ИКТ в работе воспитателя с детьми“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
(слайд 3) Современное общество в своем стремительном развитии оказывает огромное влияние на образовательную систему, меняются образовательные программы, правила обучения и воспитания, а так же требования к педагогу. На сегодняшний день воспитанник детского сада находится в огромном поле информации, его окружают всевозможные гаджеты и технические средства. И это невозможно игнорировать.
Технический прогресс вносит свои коррективы в образовательный процесс. Уже сейчас невозможно ограничиваться материалами на бумажных носителях и простыми играми. В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе.
(слайд 4) Информационно-коммуникационные технологии в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, средствам ИКТ, педагог может реализовывать большое количество, как методических задач, так и задач по развитию и воспитанию детей. А с другой, необходимо учитывать, что именно сейчас, виртуальная реальность и всеобщая информатизация, оказывает огромное влияние на неокрепшие умы.
(слайд5) Средства ИКТ в развивающей предметно-пространственной среде дошкольной организации стимулируют полноценное всестороннее развитие дошкольников при условии, что их используют в комплексе с традиционными формами обучения, стандартным наглядным материалом, реальными объектами. Важно, чтобы использование средств ИКТ было уместным и целесообразным, имело не развлекательный, а развивающий эффект.
В работе педагога с детьми, ИКТ технологии позволяют решать следующие задачи:
• привлекать пассивных детей к более активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.
(слайд 6) Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Так, в копилке воспитателя, могут быть презентации: «День космонавтики», «День Защитника Отечества», «Весна-красна», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зима пришла» и другие. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки группы.
(слайды 7-11) Предлагаю вам посмотреть отрывок из такой презентации.
(слайд 12) Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
1) Осуществление полисенсорного восприятия материала;
2) Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
3) Объединение аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
4) Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
5) Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
6) Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
(слайд 13) Одним из направлений работы с мультимедийным оборудованием могут стать здоровьесберегающие техники. На занятиях, воспитатель может с помощью презентаций разучивать с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, комплексы на развитие мелкой и крупной моторики.
Пример, упражнения для снятия зрительного утомления. (А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть на доску, и попробовать последить, за летающей бабочкой, и поймать ее своими глазками)
(слайд 14) Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включ нные в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.
(слайд 15) По средствам интерактивной доски, воспитанник может сам принимать участие в ходе занятия, используя ручку и нажимая на определенные кнопки. Например, игра «найди время года». Ребенку предлагается найти определенное время года и нажать на подходящую картинку, после чего, появляется другой слайд, на котором можно более подробно увидеть признаки того или иного времени года.
(слайд 15-20) Я предлагаю вам сыграть в эту простую игру, и посмотреть насколько познавательным это может быть для детей.
(слайд 21) Ещ одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий.
Виртуальные экскурсии, способ посетить недоступные места. В качестве примера, хочу пригласить вас с летний лес.
Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
(слайд 22) 2. Занятие с компьютерной поддержкой.
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.
Работая с электронным учебником, планшетом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
(слайд 23-26) В качестве примера, хочется продемонстрировать вам небольшой отрывок из программы БОС, целью которой является речевое развитие детей. Одна из игр предложенных в этой программе, предлагает найти и назвать один и много предметов. Например, как на этой картинке, цыпленок один, цыплят много.
(слайд 27) В настоящее время мы можем найти на рынке, следующие виды программ:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, "бродилки".
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
(слайд 28) При работе с ИКТ педагогом с детьми, важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
1. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
2. Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
3. Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
4. Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
5. Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.
(слайд 29) Таким образом, мы признаем, что ИКТ технологии, это новое мощное средство для интеллектуального развития детей, но необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом.