МААМ-картинки

Консультация для педагогов Познавательный интерес. Его значение. Виды детской деятельности способствующие его развитию

Любовь Робозерова
Консультация для педагогов Познавательный интерес. Его значение. Виды детской деятельности способствующие его развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательный интерес, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизирует психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека.

В настоящее время существуют различные подходы в формулировке понятия познавательного интереса. Н. Ф. Добрынин отмечал: «Познавательный интерес – избирательная направленность внимания человека», Л. С. Рубинштейн трактует познавательный интерес, как проявление его интеллектуальной и эмоциональной активности. Д. Фрейд писал, что познавательный интерес – это генератор разнообразных чувств ребенка. Н. Г. Морозова считала: познавательный интерес – это активное эмоционально-познавательное отношение человека к окружающему его миру. А. Г. Ковалев определил познавательный интерес, как своеобразное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его социально жизненного значения и эмоциональной обольстительностью.

Публикация «Консультация для педагогов Познавательный интерес, Его значение, Виды детской деятельности способствующие его развитию» размещена в разделах

Целью познавательного интереса является стремление человека вникнуть во все разнообразие окружающего мира, отражать в сознании свойственные процессы, причинно-следственные связи и закономерности.

Познавательный интерес в педагогике понимают как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности детей.

Значение познавательного интереса в жизни личности трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Познавательный интерес – неразрывно связанное образование личности. Он как общий феномен интереса, имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и объективное и субъективное взаимодействие человека с миром, выраженное в отношениях. Познавательный интерес, обладая мотивационными и регулятивными возможностями, способствует продуктивному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, так как под его влиянием лучше всего протекает восприятие, развивается наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной направленности может стать устойчивой чертой личности ребенка и играть роль в его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием данного интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими дети например, обращаются к воспитателю, к родителям, взрослым, выясняя суть интересующего его явления.

Эффективность процесса формирования познавательного интереса у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивается: – использованием составляющих развивающей предметно - пространственной среды дошкольной образовательной организации, внедрение активных методов и форм организации познавательно - исследовательской деятельности.

Для активизации познавательного интереса можно рекомендовать следующее:

создавать проблемные ситуации, ситуации занимательности, ситуации успеха, использовать дидактические игры на тему народного творчества;

для развития познавательного интереса следует применять на занятиях виртуальные экскурсии;

использовать материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки;

рассматривать фотографии, иллюстрации народного творчества;

читать с детьми рассказы о родном крае,

организовывать мини-музеи на тему народных промыслов; привлекать родителей участвовать в проектной деятельности.

Одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить свои знания в развитии воображения и творческой активности; поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательное развитие.

Это могут быть сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата

Поисково-исследовательская деятельность. Поисково-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как). По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление. Почему дети в опытах активны?

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Воспитанник быстрее идёт на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Изобразительная деятельность. Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. Нетрадиционные методики рисования, способствуют снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук, творческие способности.

Работа с родителями. Особое место в деятельности детского сада продолжает занимать сотрудничество с родителями. Позитивный опыт общения родителей с воспитателями и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в детском саду, формированию и проявлению активной педагогической позиции родителей. Семья – первая социальная ячейка, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

Публикации по теме:

«Развивающее значение пазлов». Консультация для педагогов«Развивающее значение пазлов». Консультация для педагогов В классификации детских развивающих занятий собирание пазлов стоит на самых верхних ступенях. Дети очень любят собирать пазлы. Какие.

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды» Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду»Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду» Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое.

Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Игры, способствующие развитию речи у дошкольников» Хочу предложить Вашему вниманию игры, которые разовьют мышление и речевые навыки Вашего ребёнка. 1. Весёлые фонарики: Вместе с малышом лягте.

Познавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возрастаПознавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста Познавательный интерес к истории предметного мира рассматривается как эмоционально-положительная направленность дошкольника на активное,.

Консультация для логопедов «Технологии, способствующие развитию речи ребенка» Технологии, позволяющие развивать речь ребенка, именно - игровые технологии. Так как именно в игровой форме мы доносим информацию до ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов Познавательный интерес. Его значение. Виды детской деятельности способствующие его развитию
Опубликовано: 16 февраля 2021 в 08:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов Познавательный интерес. Его значение. Виды детской деятельности способствующие его развитию» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Робозерова (УИ 593413) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД