Любовь Робозерова
Консультация для педагогов Познавательный интерес. Его значение. Виды детской деятельности способствующие его развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный интерес, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизирует психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека.
В настоящее время существуют различные подходы в формулировке понятия познавательного интереса. Н. Ф. Добрынин отмечал: «Познавательный интерес – избирательная направленность внимания человека», Л. С. Рубинштейн трактует познавательный интерес, как проявление его интеллектуальной и эмоциональной активности. Д. Фрейд писал, что познавательный интерес – это генератор разнообразных чувств ребенка. Н. Г. Морозова считала: познавательный интерес – это активное эмоционально-познавательное отношение человека к окружающему его миру. А. Г. Ковалев определил познавательный интерес, как своеобразное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его социально жизненного значения и эмоциональной обольстительностью.
Публикация «Консультация для педагогов Познавательный интерес, Его значение, Виды детской деятельности способствующие его развитию» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Целью познавательного интереса является стремление человека вникнуть во все разнообразие окружающего мира, отражать в сознании свойственные процессы, причинно-следственные связи и закономерности.
Познавательный интерес в педагогике понимают как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности детей.
Значение познавательного интереса в жизни личности трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Познавательный интерес – неразрывно связанное образование личности. Он как общий феномен интереса, имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и объективное и субъективное взаимодействие человека с миром, выраженное в отношениях. Познавательный интерес, обладая мотивационными и регулятивными возможностями, способствует продуктивному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, так как под его влиянием лучше всего протекает восприятие, развивается наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.
Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной направленности может стать устойчивой чертой личности ребенка и играть роль в его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием данного интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими дети например, обращаются к воспитателю, к родителям, взрослым, выясняя суть интересующего его явления.
Эффективность процесса формирования познавательного интереса у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивается: – использованием составляющих развивающей предметно - пространственной среды дошкольной образовательной организации, внедрение активных методов и форм организации познавательно - исследовательской деятельности.
Для активизации познавательного интереса можно рекомендовать следующее:
создавать проблемные ситуации, ситуации занимательности, ситуации успеха, использовать дидактические игры на тему народного творчества;
для развития познавательного интереса следует применять на занятиях виртуальные экскурсии;
использовать материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки;
рассматривать фотографии, иллюстрации народного творчества;
читать с детьми рассказы о родном крае,
организовывать мини-музеи на тему народных промыслов; привлекать родителей участвовать в проектной деятельности.
Одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить свои знания в развитии воображения и творческой активности; поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательное развитие.
Это могут быть сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата
Поисково-исследовательская деятельность. Поисково-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как). По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление. Почему дети в опытах активны?
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Воспитанник быстрее идёт на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Изобразительная деятельность. Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. Нетрадиционные методики рисования, способствуют снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук, творческие способности.
Работа с родителями. Особое место в деятельности детского сада продолжает занимать сотрудничество с родителями. Позитивный опыт общения родителей с воспитателями и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в детском саду, формированию и проявлению активной педагогической позиции родителей. Семья – первая социальная ячейка, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.