Ольга Алешина
Консультация для педагогов «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников посредством использования интеллект-карт»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Тема: «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников посредством
использования интеллект-карт»
Воспитатель:
Алешина О. Г.
д. Каменка
Дмитровского городского округа Московской области
Консультация «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников посредством использования интеллект-карт»
Публикация «Консультация для педагогов „Познавательно-речевое развитие старших дошкольников посредством использования интеллект-карт“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде подталкивают воспитателей к насыщению развивающей среды ДОУ макетами, схемами, алгоритмами действий. Одним из инновационных и эффективных методов познавательного развития и развития речи ребёнка является использование интеллектуальных карт.
Интеллект-карта (или «карта ума») представляет собой информацию, изображаемую в графическом виде на большом листе, она позволяет собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.
При построении интеллектуальных карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Этот метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.
Метод интеллект карт был предложен и разработан английским психологом, бизнесменом Тони Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, и, кроме этого, активизируется мышление.
Метод интеллект карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира.
Полезные свойства интеллект карт :
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Главная идея обводится в центре страницы.
• Лист располагается горизонтально.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
• Каждая мысль обводится.
В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
В работе с детьми, по развитию речи, интеллект карты применяются следующим образом:
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
В результате предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт :
1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.
2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.
3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.
4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.
План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием.
Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы.
Использование в работе метода интеллект карт на занятиях речевого развития позволило достичь положительной динамики у детей.
В развитии связной речи :
пополнился словарный запас;
улучшилась лексико-грамматическая структура речи;
дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Если говорить о психических процессах, то у детей:
• развивается способность к мышлению;
• развивается восприятие;
• память;
• творческие способности;
• воображение.
В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Алгоритм выполнения интеллект карты :
1. При построении интеллект карты лист бумаги располагается горизонтально
2. Постановка цели – рождение идеи (темы, пишется в центре – картинка)
3.«Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с темой.
4. Для каждой идеи от центра проводятся стрелки или ветви, для этого используются ручки, маркеры или фломастеры разного цвета.
5. Каждая ветвь, стрелка подписывается.
6. Добавляются символы, рисунки, картинки, иллюстрации.