Анастасия
«А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» Конспект урока по литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «А. В. Жигулин “О, Родина! В неярком блеске…”»
Цель: познакомить детей с творческой биографией А. В. Жигулина и его стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…», создавать условия для полноценного восприятия произведения.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей со стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…», продолжить формировать полноценный навык чтения и анализа стихотворения, совершенствовать навык выразительного чтения.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература. Уроки литературы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающие: развивать интерес к чтению, литературные способности, развивать мышление и речь, обогащать словарный запас и читательский опыт детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к родной литературе, содействовать воспитанию самостоятельности и взаимопомощи н уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с биографией А. В. Жигулина и его стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…», научиться осознанно воспринимать и оценивать художественный текст; совершенствовать технику чтения.
Метапредметные:
Р - принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, адекватно оценивать свою деятельность на занятии, корректировать свои знания; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
К - вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, слушать и отвечать на вопросы, формулировать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать мнения окружающих, работать к команде.
П - читать, слушать, извлекать нужную информацию, выполнять различные учебно-познавательные действия, устанавливать причинно-следственные связи, уметь обобщать, анализировать, делать выводы.
Личностные: положительное отношение к учению и различным видам познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать уже имеющиеся, осознавать трудности и стремиться к их преодолению; учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т. д., особенно направленной на общий результат.
Тип урока : урок открытия нового знания.
I. Организационный момент. (1 мин.)
Словесный (объяснение)
II. Речевая разминка. (2 мин.)
Словесный (объяснение, Наглядный (иллюстрация)
III.Подготовка детей к восприятию произведения (12 мин.)
Словесный (рассказ, беседа)
Наглядный (иллюстрация)
-Ребята, на уроке литературного чтения мы с вами, конечно, знакомимся с различными произведениями. Подскажите, а откуда берутся все сказки, рассказы, стихотворения? (ответы детей)
- Верно, их создают поэты и писатели.
- И сегодня мы с вами познакомимся еще с одним поэтом – Анатолием Владимировичем Жигулиным.
Анатолий Владимирович Жигулин - советский российский поэт и прозаик, родился 1 января 1930 года в Воронеже.
Отец, Владимир Фёдорович Жигулин, работал почтовым служащим. Мать, Евгения Митрофановна Раевская, любила поэзию и часто читала детям стихи.
В 1960 году Жигулин окончил Воронежский лесотехнический институт. За год до этого в Воронеже вышел первый сборник его стихов — «Огни моего города».
В начале 90-х гг. А. В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений «Тревожное время России», где нашли отражение основные темы его творчества (ответственность перед прадедами за целостность Отечества, любовь, неподвластная времени, защита исторической правды). Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта - он рисовал картину разрушения родины.
Умер Анатолий Жигулин в Москве на 71-м году жизни.
- Сейчас я вам предлагаю в парах соединить пословицы. Для этого возьмите конверт, который у вас лежит на парте.
• Родина-мать, / …умей за неё постоять.
• Человек без Родины, / …что соловей без песни.
• На чужбине родная землица / …во сне снится.
- О чём все эти пословицы? (о Родине)
- Как вы думаете, какая тему урока? («А. В. Жигулин “О, Родина”»)
- Какие цели мы можем поставить на урок?
1. Познакомиться с биографией А. В. Жигулина.
2. Познакомиться со стихотворением «О, Родина»
- Как вы думаете, о чём будет произведение? (ответы детей)
- Что такое «Родина»? (ответы детей)
- Подберите синонимы к этому слову. (ответы детей)
- Родина — место рождения человека, его происхождения; родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
- Ребята, откройте учебник на 139 странице. Посмотрите на фотографии. Как вы думаете, к каким событиям они относятся? (к войне)
- Давайте с вами вспомним о Великой Отечественной войне. Что вы знаете о ней? (ответы детей)
- Назовите даты, когда была Великая Отечественная война. (1941-1945)
- Как вы думаете, почему эту войну называют великой войной? (Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии)
- Почему отечественная война? ( Весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу, на заводах работали женщины и подростки, даже дети)
- Почему победу в этой войне называют великой? (Несмотря на все трудности, советский народ выстоял в этой страшной войне и победил)
- Сколько лет длилась? (4 года)
- С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне? (с немецкими фашистами)
- Перед тем, как мы прочитаем стихотворение, давайте уточним понятия некоторых слов.
• Трепетный – взволнованный, выражающий трепет.
• Просёлок – грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
• Перелесок – небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.
• Жнивьё – солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница.
IV.Первичное чтение текста, проверка первичного восприятия (5 мин.)
Словесный (беседа, работа с книгой) - Ребята, сейчас я попрошу вас закрыть свои учебники и внимательно послушать стихотворение.
(Читаю А. В. Жигулин «О, Родина!»)
- Ребята, поднимите руку, если это стихотворение вам понравилось. - О чём это стихотворение? (о любви к Родине, о том, что дорого поэту)
- Как вы думаете, как можно озаглавить это стихотворение? Почему? (ответы детей)
- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? (ответы детей)
- Если бы вы были художниками, то какие бы вы использовали краски для того, чтобы проиллюстрировать это стихотворение? (ответы детей)
- Ребята, а хочется ли вам перечитать это стихотворение снова? (ответы детей)
Физминутка (1 мин.)
V.Вторичное чтение текста и первая ступень анализа произведения (10 мин.)
Словесный (беседа)
- Откройте свой учебник на 138 странице. Теперь прочитайте это стихотворение про себя. Если вы готовы читать – поднимите руку.
- Кто ведет повествование в произведении? (Лирический герой – сам автор)
- Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине)
- Как вы это поняли? (ответы детей)
- Прочитайте первую строчку. Что значит «в неярком блеске»? (ответы детей)
- Прочитайте, что любит автор? (твои просёлки, перелески)
- А как вы понимаете выражение «любить без памяти»? (очень сильно)
- Давайте решим, о чём говорится в первой строфе? (о любви к Родине)
- Прочитайте вторую строфу. Что ещё любит автор? (и шорох рощи белоствольной, и синий дым)
- Что значит «белоствольная роща»? (берёзовая роща)
- Прочитайте вторую строку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)
- А как вы думаете, почему крест над колокольней автор называет ржавым? (он уже старый)
- Прочитайте последнюю строку. Что значит «низкий холмик со звездой»? (могила солдата)
- Мы сказали, что автор говорит о том, что любит, почему же он упоминает могилу солдата? (потому что это добрая память о людях, которые защищали Родину)
- Прочитайте третью строфу. Почему автор говорит, что все обиды сгорят? (он находится на Родине и ему хорошо здесь)
- Что видит в своей Родине поэт? (утешенье и исцеление) Почему? (поэт на Родине успокаивается и душевно лечится)
-Какова же главная мысль? (что Родина является самым добрым и родным местом, в котором мы чувствуем спокойствие и заботу)
- Чему учит нас это произведение? (любить свою Родину и беречь её)
VI.Выразительное чтение (5 минут.)
Словесный (беседа, работа с книгой)
- Ребята, как вы думаете, с каким настроением нужно прочитать стихотворение?
- Ребята, а теперь давайте прочитаем это стихотворение выразительно. Кто хочет попробовать? (Слушаю детей, спрашиваю мнение детей, анализирую их прочтение)
- Что удалось ребятам передать? (Эмоции лирического героя)
- Над чем надо поработать? (ответы детей)
VIII.Обобщение прочитанного (7 мин.)
Словесный (беседа)
- С творчеством какого автора мы сегодня познакомились? (А. В. Жигулин)
- Что вы о нем узнали? (ответы детей)
- Какое стихотворение изучили? («О, Родина!»)
- О чем это стихотворение? (ответы детей)
- Что для автора является главным? (ответы детей)
- Ребята, в начале урока вы соединяли пословицы. Все они о Родине. Скажите, какую из этих пословиц вы отнесли бы к стихотворению, которое мы сегодня разбирали? (ответы детей)
IX.Инструктаж о выполнении ДЗ (1 мин.)
X.Итог занятия. Рефлексия. (1 мин.)
Словесный (беседа)