Варвара Великодская
Консультация для педагогов «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
▼ Скачать
Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
Публикация «Консультация для педагогов „Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок-дошкольник по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Именно оно создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Говоря о поисково-познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую на правленую на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию. Это деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируются восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийный действия.
В период дошкольного детства «островки» поисково-познавательной деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого материала.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
Во-первых, проект - это специально организованный и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Таким образом, исследование - бескорыстный поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Во-вторых, цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т. п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.
В-третьих, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
В-четвертых, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются :
1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей.
3. Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений.
4. Подготовка и защита презентации.
5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования :
1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор метода (методики) проведения исследования.
5. Описание процесса исследования.
6. Обсуждение результатов исследования.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В-пятых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов. Исследование – это поиск неизвестного, новых знаний. При этом исследователь зачастую не знает, что принесет ему сделанное в ходе исследований его открытие. Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т. п. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками, не должна ограничиваться рамками смелых гипотез. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
Обеспечение осуществления проекта или исследования
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающихся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы времени, для того чтобы избежать перегрузки и детей, и педагогов. Приступая к работе, дошкольник должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования педагог может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности дошкольниками.
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты, информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD, аудио и видео материалы и т. д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением, организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет, отдельное место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека). Разные проекты потребуют разного обеспечения. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития детей - интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием - мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности детей требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр., формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно.
При оценке успешности в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для дошкольника является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Примерами познавательных задач могут быть следующие:
Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему летом и весной идет дождь, а зимой - снег?
Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему рыба плавает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Почему изменяется жизнь зверей зимой? и т. д.
Самостоятельная поисковая деятельность детей может организовываться в разных формах:
сюжетно-ролевая игра;
рассматривание;
наблюдение;
беседа;
экскурсии;
конструирование;
экспериментирование;
исследовательская деятельность;
коллекционирование;
развлечения, викторины, конкурсы.
Сбор материала.
Источники информации во многом зависят от того, какая избрана тема. В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных энциклопедий, справочников, детских книг, посвященных разным сферам жизни и деятельности человека, животных; различным отраслям техники, научным открытиям. Информацию можно добыть в Интернете; спросить у другого человека; понаблюдать, провести эксперимент. Материал собран, а как его обобщить? Здесь взрослые должны обязательно помочь детям. А для этого, нужно заранее подумать в каком виде будет реализован исследовательский проект. Когда ребенок что-то изучил, он обязательно стремится рассказать об этом другим. Поэтому завершающим этапом исследования является презентация или защита проекта. Без него исследования не может считаться завершенным. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
После того как собраны сведения по большей части подтем, педагог обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме.
Организацией этой деятельности тяжким бременем ложится на плечи воспитателей. Нужно дошкольникам своевременно помочь, подсказать, направить в нужное русло, подбодрить. И вот здесь должны прийти третьи участники учебно-воспитательной деятельности – родители. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно. Однако, очень важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов.
Задача родителей – знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Какова возможная роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
Этапы и подэтапы
проектной деятельности Возможные действия родителей
Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается
лучшая идея Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце.
Пусть идеи будут самыми разнообразными и креативными. Чем больше идей, тем больше выбор.
Выбирается и формулируется тема проектной работы. Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Формулируется задача проекта. Может потребоваться помощь в правильной формулировке.
Разрабатываются планы и структура выполнения проекта. Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка.
Определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные, дорабатывается сама
идея с учетом ее актуальности. Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка.
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта. Прикиньте возможные выходы с ребенком.
Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения Разбейте объем работ на небольшие части и определите время выполнения каждой.
Составляются программа и календарный план выполнения работ. Составляются программа и календарный план выполнения работ.
Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана.
Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы. Может потребоваться разъяснение обязанностей.
Изучаются источники и литература по теме проекта. Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных
магазинах на книги по теме проекта.
Собирается и обрабатывается информация по проблем Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания,
интернет.
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы. Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический стилистический контроль.
Оформляются результаты работы и готовится отчет. Подскажите основные правила оформления документов.
Проект готовится к презентации. Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять
стресс перед выступлением.
Проводится публичная презентация проектной работы. Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им.
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода. Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.
Оценивается работа проектной группы в целом и каждого участника в частности. Воспользуйтесь приложениями.
Этапы работы над исследованием
Подготовительный
Цель: подготовка к исследовательской деятельности.
Задачи:
определение проблемы, темы и целей, методов исследования в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
создание группы (групп) дошкольников для работы над исследовательской работой
Содержание работы
Поиск и анализ проблемы, выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и задач исследования.
Выдвижение гипотезы.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор методов проведения исследования.
Содержание деятельности педагога и детей
Деятельность ребенка Деятельность педагога Результат деятельности
-Обсуждает тему.
-Определяет свои потребности.
-Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы исследования и аргументирует свой выбор.
-Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель и задачи исследовательской деятельности.
-Определяет объект и предмет исследования.
-Самостоятельно или с помощью педагога выбирает методы проведения исследования. -Предлагает тематическое поле.
-Мотивирует дошкольников к обсуждению.
-Предлагает схемы анализа потребностей.
-Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему.
-Консультирует и помогает при постановке цели. Определена тема исследования.
Обоснована актуальность выбранной темы исследования.
Сформулированы цель и задачи, исследования.
Определены объект и предмет исследования.
Выбраны методы проведения исследования
Планирование
Цель: поэтапная разработка хода исследования с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
определение источников информации, способов сбора и анализа информации, возможных форм презентации результатов исследования, сроков презентации;
установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Содержание работы
Анализ имеющейся информации.
Поиск информационных ресурсов.
Сбор и изучение информации.
Поиск оптимального способа достижения цели исследования (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности.
Составление плана проведения исследования.
Анализ ресурсов.
Практический
Содержание деятельности
Цель: осуществление исследования.
Выполнение запланированных технологических операций.
Текущий контроль качества.
Внесение (при необходимости) изменений в плане проведения исследования.
Содержание деятельности
Деятельность дошкольника Деятельность педагога Результат деятельности
-Теоретически и/или практически выявляет свойства объекта исследования; осуществляет поиск нового практического применения найденных свойств; делает анализ и обобщение найденных знаний.
-Наблюдает.
-Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
-Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
-Отвечает на возникающие вопросы. Оформленные результаты теоретического и/или практического изучения объекта исследования.
Готовы ли дети дошкольного возраста к такой деятельности? Достаточно ли развиты у них необходимые качества и умения? Конечно же, нет! Но диалектика обучения, воспитания и развития как раз и состоит в том, что ребенок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, предполагающей выработку этих умений. Например : самостоятельность как качество личности не может развиться без самостоятельной деятельности дошкольника. А исследовательские умения человека не могут появиться, если он не проводит исследования. Из всего сказанного следует вывод: детей дошкольного возраста необходимо
вовлекать в исследовательскую деятельность на доступном для них уровне, учитываяуровень развития мышления и воображения. А при работе подмечать проявления необходимых умений и развивать их. Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую хотелось
бы разрешить.
Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Но не стремитесь «навязывать» детям свои идеи, потому что то, что взрослому кажется важным, ребенка не интересует. И вместо увлекательного поиска, дети будут принимать участие в скучном мероприятии.
Следовательно, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его
склонности и интересы.