Оксана Довженко
Консультация для педагогов «Постинтернатное сопровождение. Способы разрешения проблем»
▼ Скачать + Заказать документы
Постинтернатное сопровождение. Способы разрешения проблем.
Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет актуальную и трудную проблему для любого государства. Необходимо не только предоставить им жилье и обеспечить содержание, но и воспитать их так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны.
Публикация «Консультация для педагогов „Постинтернатное сопровождение, Способы разрешения проблем“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной задачей сопровождения является социальная адаптация выпускников детских домов и приемных семей, оказание содействия лицам из их числа в получении образования, трудоустройстве, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития, защите и обеспечении реализации права на жилье.
Ситуация после выхода воспитанника из учреждения интернатного типа предполагает резкий переход от знакомой, более или менее безопасной атмосферы, известных людей, ежедневного распорядка, особого типа организации жизни к иному распорядку и личному, и жизненному, который до сих пор был мало им известен. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемой жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многое другое. Ко всему этому выпускники часто бывают не готовы, поскольку не обладают достаточной социальной адаптированностью. Современные исследования показывают, что физическое и психологическое развитие детей, проживающих в учреждениях государственной поддержки детства, отличается от развития сверстников, живущих в семьях. Многие дети, поступающие в интернатные учреждения, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, насилие, столкнулись с проблемой алкоголизма, наркомании, вовлеченности в противоправную деятельность. Результатом проживания таких травмирующих ситуаций является утрата у ребенка чувства защищенности и базового доверия к окружающему миру. У большинства воспитанников интернатных учреждений наблюдается специфическое развитие всех аспектов самосознания. Это выражается в ситуативном проживании жизни, отвержении опыта, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний. Им также свойственно нарушение ролевой идентификации, так как отсутствуют образы для освоения таких важных социальных ролей как супруг, родитель, гражданин.
Наряду с психологическими проблемами присутствуют и трудности социализации воспитанников. Как правило, они обусловлены обеднением основных источников социализации. С одной стороны, у детей отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей путем подражания их поведения и способам преодоления жизненных трудностей (либо этот опыт носит негативный социальный характер). В то же время ограниченность социальных контактов, свойственных режиму проживания в интернатном учреждении, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений. У ребенка формируется особая ролевая позиция – «позиция сироты», не имеющая поддержки и одобрения в обществе. Кроме того, затруднен процесс саморегуляции, возникающий в связи с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в интернатном учреждении, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.
Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, что еще больше усложняет их социальную адаптацию.
Состояние воспитанников, стоящих на пороге выхода из интернатного учреждения, можно в целом охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально открывается множество путей, в то же время реализация этого выбора затруднена и ограничена. Выпускник находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Если в условиях интернатного учреждения о нем заботились, его обеспечивали, то вне учреждения надо самостоятельно обеспечить себе условия для нормальной жизни, заново организовать свое жизненное пространство. Поэтому чаще всего выпускники входят во взрослую жизнь с чувством страха, неуверенности, одиночества, их пугает возникшая самостоятельность и свобода, так как отсутствует преемственность жизни в интернатном учреждении и самостоятельной жизнью выпускников.
В то же время и само общество пока еще не готово принять молодых людей со статусом сироты, что выражается в отказах в приеме на работу, нежелании работодателей и рабочих коллективов в условиях рыночной конкуренции помогать выпускникам интернатных учреждений.
Таким образом, и особенности социально-психологического статуса выпускников, и реалии современного российского общества объективно затрудняют их социальную адаптацию в постинтернатный период. В свою очередь наличие специфических рисков и трудностей в процессе жизнеустройства вызывает необходимость организации постинтернатного сопровождения выпускников. Организация этой работы основывается на соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права и законодательства Российской Федерации. Российское законодательство гарантирует все права и дополнительные льготы выпускникам, позволяющие обеспечить их социальную защиту в постинтернатный период (материальная поддержка, право на жилье, возможности профессионального образования, поддержка в трудоустройстве, медицинское обслуживание).
Национальная доктрина Российского образования до 2025 года предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации обучающихся, и в том числе воспитанников интернатных учреждений. В современных условиях система постинтернатного сопровождения выпускников - это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения, направленных на обеспечение успешной социальной адаптации и самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной задачей сопровождения является социальная адаптация выпускников интернатных учреждений, оказание содействия лицам из их числа в получении образования, трудоустройстве, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития, защите и обеспечении реализации права на жилье. Как правило, постинтернатное сопровождение включает в себя три этапа. На первом «подготовительном этапе» собирается необходимая информация о выпускнике, составляется карта социально-поддерживающей сети выпускника, разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. На втором «адаптационном этапе» оказывается помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильем, получением образования, трудоустройством, оказанием ему медицинской и юридической помощи. На третьем «этапе собственно постинтернатного сопровождения» предлагается использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки на учет в одной из трех категорий сопровождения - кризисном, активном и стабильном сопровождении. На каждом из этапов происходит мониторинг отслеживания результатов за определенный промежуток времени.
В настоящее время реализуются различные модели постинтернатного сопровождения выпускников :
- модель сопровождения на базе центра постинтернатной адаптации;
- модель сопровождения при организации полунезависимого проживания на базе социальной гостиницы, молодежного дома;
- модель сопровождения как продолжение работы интернатного учреждения (кураторство);
- модель постинтернатного сопровождения с использованием института замещающей семьи (организация сопровождения при участии приемных родителей);
- модель организации индивидуального сопровождения с привлечением института наставничества (крестные родители, волонтеры);
- модель индивидуального сопровождения на базе центров социального обслуживания (при самостоятельном проживании в период постинтерната);
- модель сопровождения с использованием клубной работы (клубы поддержки выпускников со стационарным кризисным проживанием и дневные центры);
Следует подчеркнуть, что руководство процессом постинтернатного сопровождения должно осуществляться авторитетными для выпускника людьми, личностно и профессионально готовыми к роли наставника. Значимую помощь в решении проблемы постинтернатной адаптации выпускников могут оказать интернет-сообщества, ассоциации, клубы поддержки выпускников.
Таким образом, в настоящий момент становление системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.