Надежда Сергеевна Быкова
Тьюторское сопровождение педагогов ДОУ в процессе подготовки к аттестации
▼ Скачать + Заказать документы
«Тьюторское сопровождение педагогов ДОУ в процессе подготовки к аттестации»
«Педагог – не тот, кто дает
правильные ответы, а тот, кто
ставит правильные вопросы»
Клод Леви-Стросс.
Аттестация всегда была одним из наиболее значимых факторов профессионального становления педагога, реализации его творческого потенциала, успешности в целом. Педагогу необходимо регулярно повышать свой профессиональный уровень, постоянно развиваться и совершенствоваться, ведь знания, полученные в профильном учебном заведении, со временем утрачивают свою прочность и актуальность.
Публикация «Тьюторское сопровождение педагогов ДОУ в процессе подготовки к аттестации» размещена в разделах
- Аттестация
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Поэтому необходимо создавать условия, которые мотивируют педагога к непрерывному профессиональному росту.
Как я пришла к тьюторскому сопровождению педагогов при подготовке к аттестации. Мы не раз слышали о значимости сотрудничества между педагогами. В этом году мне представилась возможность стать тьютором. Думаю, что этому способствовало и то, что я - натура творческая, увлечённая и креативная. Человек я общительный, есть стремление к познанию и профессиональному умению. Работать на результат и на отдачу безумно интересно! Так же, имею большой опыт взаимодействия в работе с воспитателями в ДОУ. Далее, ознакомилась в Интернет - ресурсах, со статьями по данной теме. Успешно прошла обучение в БОУ ДПО ИРООО по программе «Тьюторское сопровождение педагогов при подготовке к аттестации» и получила сертификат.
Одним из важных направлений в работе старшего воспитателя является подготовка и методическое сопровождение педагогических работников для успешного прохождения процедуры аттестации.
Аттестация для педагогов ДОУ - это время творческого подъёма, осознанного обобщения накопленного опыта, систематизации знаний, умений и навыков, инициации свежих идей и решений. Не случайно и сама процедура аттестации с каждым годом модернизируется, совершенствуются формы и методы представления экспертам накопленного опыта.
С помощью аттестации в конечном итоге обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечёт за собой повышение качества образования.
В связи с тем, аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период.
В процессе подготовки к аттестации педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:
• с проблемами самооценки, самоанализа собственного профессионального опыта;
• с проблемами затруднений в составлении текста самоотчета (непонятно содержание, неясны критерии, набор аргументов и т. д.);
• с проблемами выбора профессиональной задачи;
• с проблемами контекстного расширения задачи;
• с проблемами переноса полученного опыта в конкретное описание результатов;
• с проблемами диссеминации собственного профессионального опыта;
• с проблемами представления своего инновационного опыта в ходе профессиональных конкурсов, смотров и фестивалей и др.
Организовать деятельность в межаттестационный период, проконтролировать, оказать помощь – вот основные функции тьютора.
Цель: Обеспечение готовности педагога к успешному прохождению аттестации с учетом требований новых образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога.
Тьюторское сопровождение включает в себя следующие задачи:
1. Оказать помощь в изучении нормативно-правовой документации по вопросам аттестации.
2. Систематизировать и упорядочить наработанный педагогом материала в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификационной
категории.
3. Создать условия для реализации потенциала педагога.
4. Осуществить непрерывность профессионального повышения мастерства,
осуществляемого в различных формах.
5. Оказать консультативной помощи.
Для успешного прохождения аттестации и построения с этой целью педагогами собственной профессиональной траектории, тьютор помогает им разрабатывать индивидуальные образовательные планы, программы, маршруты, организует профессиональные пробы и практику, обеспечивает педагогам его профессиональное позиционирование.
Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому, тьюторам детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно.
Разнообразные формы работы с педагогами способствуют развитию у него:
• познавательного интереса к профессии, связанных с самоопределением аттестуемого в окружающем образовательном пространстве;
• обеспечению понимания возможностей, использования собственных ресурсов и ресурсов дошкольной образовательного организации для достижения образовательных целей;
• выстраиванию вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории;
• оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Тьюторское сопровождение позволяет аттестуемому четко представить организацию работы в межаттестационный период, эффективно спланировать все мероприятия и реально оценить свои потенциальные возможности.
Благодаря тьюторскому сопровождению имеются положительные результаты:
- Педагоги регулярно повышают уровень своей профессиональной компетенции;
- Курсы повышения квалификации педагоги проходят индивидуально и по плану ДОУ;
- Создана необходимая образовательная среда, в которой одни педагоги получили необходимый им педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала;
- Педагоги активно применяют инновационные технологии в своей педагогической деятельности;
- Выросла активность педагогов, их стремление к творчеству, участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах, мастер-классах, конференциях.
- Педагоги создают портфолио достижений на сайте образовательного учреждения, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия, мероприятия. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении педагога в процессе тьюторской деятельности.
- Педагоги формируют методическое портфолио. В методическое портфолио педагог может вложить разработанные им в межаттестационный период научно-методические разработки, публикации в различных научно-методических изданиях, средствах массовой информации, ссылки на сайты в сети Интернет, где размещены материалы педагога, разработанные им в межаттестационный период: деловые, организационно-деятельностные игры, дидактические и контрольно-измерительные материалы и прочие методические разработки. Формирование портфолио достижений и портфолио методического позволяет учитывать многоаспектность, многомерность труда педагога, хорошо выявляет разные грани его деятельности. Такой подход к сопровождению педагогов в межаттестационный период внутри учреждения позволяет избежать многих проблем в организации педагогического процесса, повысить качество образования и мастерство наших педагогов.
Хотелось бы отметить, что тьюторское сопровождение помогает педагогам чувствовать себя увереннее в межаттестационный период.
Таким образом, тьюторское сопровождение и поддержка педагога в межаттестационный период позволяет наладить доверительные отношения, снять нервное напряжение педагога, повысить его компетентность в вопросах аттестации, развить уверенность в себе и своих силах, добиться успехов в профессиональном развитии и как результат получить желаемую квалификационную категорию. В силу специфики работы с детьми воспитатели отдаляются от научных формулировок и теорий, им приходится постоянно перестраиваться с уровня общения с детьми на профессиональный язык. Возможно, что данная проблема порой зарождает неуверенность в своих силах и страх педагогов перед оформлением документации к аттестации. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение работников позволяет эффективно организовать аттестационную процедуру, становится фактором роста профессионализма педагогов. А профессиональное развитие педагога – это ресурс повышения качества современного образования.
Список использованных источников
1.. Абибуллаева, Э. А. Сущность методического сопровождения педагогов в
дошкольных образовательных учреждениях / Э. А. Абибуллаева // Молодой ученый. –2018. – № 12. – С. 142-145.
2. Алехина И. В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период. Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М. : Буки-Веди, 2012.
3. Волобуева Л. М. Организация аттестации педагогов в дошкольном учреждении. Справочник старшего воспитателя. – 2007. – N 3.
4. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. М. : Скрипторий, 2005.
5. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учебно-методическое пособие Минск: Аверсэв, – 2004.
6 Кабаленова Е., Трошкова Т. Как помочь воспитателю пройти аттестацию. Дошкольное образование. – 2007. – N 22.
7. Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Порядок [утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276: зарегистрирован в Минюсте России 23 мая 2014 г. N 32408] – Москва; КонсультантПлюс, 2014 г. – 7 с.