Ольга Полозова
Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Подготовка к обучению грамоте детей второй младшей группы»
В этом году, по запросу администрации, творческая группа «Учим детей говорить правильно» будет освещать вопросы методически верного проведения занятий с детьми по развитию речи и обучению грамоте во всех возрастных группах.
Публикация «Консультация для педагогов „Подготовка к обучению грамоте детей второй младшей группы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Теоретические вопросы интересны, но при длительном рассмотрении хочется зевать. Поэтому мы предлагаем другой путь интересного преподнесения материала. Каждый педагог творческой группы проведет занятие, ну а вы, уважаемые коллеги, активно перевоплощайтесь в детей, играйте со своим воспитателем, отвечайте на вопросы, но не забывайте свой педагогический багаж и делайте интересные предложения.
В возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов.
В настоящее время появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки.
Давайте запомним:
1. Звуки - звуки мы слышим и произносим.
2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).
3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма.). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики, для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики).
4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г,. ] - в словах звучат сердито (твердо).
5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П’, БЬ-Б’, ТЬ-Т’, ДЬ-Д’, МЬ-М’. ] - в словах звучат ласково (мягко).
6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).
Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением.
Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова.
Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.).
Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.
Итак, наши самые маленькие открыватели – это 2 младшая группа. На что нужно обращать внимание, чтобы подготовить детей к обучению грамоте в более старшем возрасте?
1. Воспитание звуковой культуры речи:
-Работа над правильным произношением гласных звуков, простых согласных звуков. Четко произносить слова и фразы.
-Пристальное внимание уделять воспитанию интонации, т. к. от этого зависит эмоциональность и выразительность высказываний ребенка.
2. Словарная работа.
-Обогащение словаря, активизация основных частей речи: существительных, глаголов и постепенно вводим и расширяем словарь прилагательных. «Кто это? Что это? Что делает? Что с ним можно сделать?» и потом, добавляем «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?»
-Знакомство с обобщающими понятиями: «Игрушки», «Одежда», «Посуда».
3. Формирование грамматического строя речи.
-Ориентируем ребенка на поиск правильной формы слова:
-Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе (маленькая лошадка, длинный хвост);
-Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около);
-Усвоение форм Р. п. («Чего не стало? Не стало утят, игрушек, нет тапочек);
-Разные способы словообразования: названия животных и их детенышей, предметов посуды. Использование повелительной формы (беги, лови, потанцуй, стой);
-Особое место занимает ознакомление детей с образованием звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик чирикает, утенок кря-кря крякает). Умение образовывать видовые пары глаголов (ребенок встал – а другой еще встает, умылся – умывается, оделся – одевается).
4. Развитие связной речи.
-Что касается синтаксиса и развития связной речи, то нужно формировать у ребенка умение строить предложения разных типов – простые и сложные.