Антонова Татьяна
Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Одним из разделов речевого развития детей является «Подготовка к обучению грамоте». Он осуществляется в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Это достигается через развитие всех фонематических процессов, развитие умения вслушиваться в слово, предложение
Публикация «Консультация для педагогов „Подготовка детей к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Работа по обучению грамоте ведется по всем возрастным группам.
Во 2-й младшей и средней группе это занятия по звуковой культуре речи. Программой воспитания «От рождения до школы» рекомендовано проводить это занятие 2 раза в месяц. К сожалению, воспитатели не уделяют должного внимания этому занятию, а зря, т. к. именно на этих занятиях формируется фонематическое восприятие, развивается фонематический слух. Развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференциации звуков (гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие, т. е. ребенок начинает с акустического различения звуков. Развитие фонематического слуха – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. Логопеды рекомендуют использовать игры на развитие фонематического слуха в режимные моменты.
Со старшего возраста эти занятия называются подготовка к обучению грамоте, и проводятся 1 раз в неделю.
В старшей группе задачи усложняются: закрепление правильного, отчетливого произнесения звуков; формирование умения различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, ш-ж, л-р, с-ш, ж-з….; развитие фонематического звука; формирование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец). В подготовительной группе : формирование представлений о предложении; умение делить двухсложные и трехсложные слова; умение составлять слова из слогов; умение выделять последовательность звуков в простых словах. Подготовительная группа – это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление ребенком целостной модели языка:
от звука – к слогу;
от слога – к слову;
от слова – к предложению;
от предложения – к тексту, литературе.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов:
1. Подготовительный этап.
2. Знакомство с гласными звуками.
3. Знакомство с согласными звуками.
4. Знакомство с буквой.
Остановимся на каждом этапе по подробнее.
Подготовительный этап.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук". Сначала даются звуки, сильно контрастные, по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек и т. д.).
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?"
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги, дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев.
Используется словарный материал, в соответствии, с лексической темой. Например: тема "Овощи" используем слова лук, капуста, кабачок, перец.
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
- паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
- домики с разным количеством окон;
- гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
- домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.
I этап. Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения.
Существует много методической литературы по обучению детей грамоте. Среди них разные подходы к этому вопросу. Одни авторы рекомендуют начинать обучение со знакомства с предложением, словом, и только в конце переходят к звуку. Другие напротив, начинают со звука и только потом переходят к предложению. Логопеды-практики со своей стороны советуют начинать работу со знакомства со звуком и параллельно вести работу над словом и предложением.
Напомню последовательность работы над звуком:
- знакомство со звуком – выделение его на слух
- уточнение артикуляции звука
- определение характеристик звука (гласный – согласный, глухой – звонкий)
- выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов)
- определение места в слове (с опорой на картинки)
- определение твердости – мягкости
- составление слогов, слов из заданных звуков и предложений с этими словами
- подбор слов с определенным звуком
Начало каждого занятия – сообщение темы, в ходе которого изучаемый звук выделяется на слух.
Для знакомства со звуками можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на интересующий звук; стихи с многократно повторяющимся звуком; рассказы, в которых главное внимание направляется на слуховое восприятие данного звука. Звук при этом связывается с конкретным образом и произносится по подражанию (девочка плачет (А) и д. р.
После определения темы занятия (выделения звука на слух) детям предлагается произнести звук и обратить внимание на положение артикуляторных органов. По ходу работы дети отвечают на вопросы, которые нацеливают каждого ребенка не на простое произношение звука, а на необходимость проанализировать, «прочувствовать» его артикуляцию, например: «В каком положение губы, язык?»
Далее происходит ознакомление с характеристикой звука. Например: звук (А) рот открыт, воздух не встречает преграды, звук можно пропеть голосом. Дается объяснение, что такой звук называется гласным. Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. В этой работе можно опираться на звуковые модели. (показ)
Следующий этап работы – выделение звука. Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками:
1. Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
2. Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
3. Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, ирис);
4. Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду и астры собирали).
Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Показывается картинка и проговаривается слово, дети определяют место изучаемого звука (начало, середина, конец слова).
Можно предложить картинку птички, где голова указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова. Дети ставят красный кружок в нужный квадратик.
После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
- "Немые звуки" : взрослый показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
- "Фотография звука" : взрослый произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
- "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл) :
- "Разложи картинки" : подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
В дальнейшем вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа, выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность.
Заключительный вид работы над звуком – самостоятельный подбор слов и составление предложений с ними. Напомню о работе над предложением. Начинаем работу с составления простых предложений, затем учимся их дополнять определениями и предлогами. Здесь также уместно использовать схемы. Можно использовать такие упражнения:
- «Придумай предложение» (с определённым количеством слов, с опорой на схему)
- «Закончи предложение» (предложение может быть простое, сложное с союзами А или ЧТОБЫ). Например: «Мама купила….
- «Вставь пропущенный предлог» «Машина заехала … гараж»
- «Предложение, по опорным словам,»
- «Деформированная фраза». В старшей группе используется более простой материал «Гитара купала Жору», в подготовительной усложняется «Коробка карандашей в шкафу искала Рому»
II этап. Знакомство с согласными звуками.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. Произнося звуки, вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, зубы, язык. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "дрожит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. При изучении согласных звуков даем понятие «твердый-мягкий». Детям предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова – одно на твердое, другой на мягкое. И нацеливаем на то, чтобы ребята вслушивались и определили, одинаково ли звучат первые звуки. Также предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. После определения разницы звучания педагог объясняет, что один звук твердый, другой мягкий. Для характеристики согласных звуков используются символы: синий кружок - звук твердый, зеленый – звук мягкий.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Параллельно со знакомством с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:
1. С обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам);
2. Прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но);
3. Односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот);
4. Двусложные слова с прямыми открытыми слогами (кино, вата, духи);
5. Односложные слова со стечением согласных (стол, крот, мост);
6. Двусложные слова со стечением (скала);
7. Трёхсложные слова с прямыми открытыми слогами (малина).
Слова для звукового анализа можно брать из лексической темы, которую проходите в данный момент, и четко артикулируемые (как произносим, так и пишем).
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Учим правило: звук мы слышим и произносим, букву мы видим и пишем. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант. Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы. Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!
Можно использовать различные приемы:
- написать букву в воздухе, на столе;
- изобразить букву помощью пальцев рук;
- выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других зерен;
- вылепить из пластилина, теста;
- выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте и т. д.
Ошибки, которые могут возникнуть у воспитателей, при проведении занятий по обучению грамоте :
1. Педагоги очень часто сами путают звук с буквой, и называют их неправильно. (звук М, а не ЭМ)
2. Не совсем правильно подбирают материал. Слово не пишем на доске. Подбираем картинки так, чтобы не было спорных моментов (йотированные гласные, оглушение согласных звуков конце слов)
3. Нет дифференцированного подхода к детям.
В старшей группе ребенок должен уметь разбирать односложные слова, состоящие из 3 звуков (мак, сок, лак и т. д.). В подготовительной – слова, состоящие из 2-х слогов, и слова со стечением согласных (лапа, школа, торт, куст и т. д.).
Давайте вспомним:
1. Звуки - звуки мы слышим и произносим.
2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы обозначаем красным цветом.
3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма.). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Согласные твердые звуки синего цвета (синие кружочки или квадратики, согласные мягкие - зеленого (зеленые кружочки или квадратики).
4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г,. ] - в словах звучат сердито (твердо).
5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П’, БЬ-Б’, ТЬ-Т’, ДЬ-Д’, МЬ-М’. ] - в словах звучат ласково (мягко).
6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»)
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.
Таким образом, систематическая работа по программе обучения детей грамоте, поможет детям избежать трудности обучения в школе и является профилактикой дисграфии и дислексии.