Приложение МААМ

Консультация для педагогов по ТРИЗ-технологии (1 фото)

Ольга Васильева
Консультация для педагогов по ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация-практикум для педагогов ДОУ"Использование ТРИЗ-технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Подготовила и провела: Васильева О. В.

17.04.2019г

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.

Публикация «Консультация для педагогов по ТРИЗ-технологии» размещена в разделах

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ :

• развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;

• формирование целостной картины мира;

• воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;

• развитие речи, памяти, творческого воображения.

Достоинства использования элементов ТРИЗ :

• является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;

• позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;

• стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;

• помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;

• стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;

• развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;

• помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

• Мозговой штурм

• Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).

Примеры вопросов для обсуждения:

• как помешать медведю развалить теремок;

• как исполнить мелодию без музыкальных инструментов;

• как рассказать сказку без слов;

• как нарисовать без красок;

• где найти лето зимой;

• как не испачкать пол грязными подошвами ботинок.

Синектика

Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного.

Примеры заданий:

• изобрази повадки кошки во время охоты на воробья;

• изобрази свою походку в папиных ботинках;

• представь, что ты котёнок, который очень любит музыку, промяукай мелодию детской песенки.

Системный анализ (системный оператор)

Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:

• Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.

Пример:

Система: заяц.

Подсистема: глазки, носик, длинные ушки, мягкие лапки, пушистый хвостик.

Надсистема: лесные животные.

Прошлое: раньше заяц был маленьким зайчонком, о нём заботилась мама-зайчиха, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей.

Настоящее: сейчас заяц взрослый, он красивый, сильный, ловкий и пушистый.

Будущее: заяц будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого зайца, который будет заботиться о своих внуках.

Антисистема: заяц боятся волка, потому, волк охотится на зайца и может его съесть.

Развитие речи по ТРИЗ-технологии

ТРИЗ можно широко использовать и для развития речевых навыков у воспитанников.

Основные этапы

Развитие выразительности речи с помощью создания образных характеристик объекта:

1. Этап первый (с трёх лет) – создание сравнений по цвету, форме, действиям (лисичка рыжая, такая же, как Антошка в детской песенке).

2. Этап второй (4–5 лет) — составление собственных загадок в соответствии с разработанными моделями в виде табличек с вопросами. Например, предложенный объект — солнце. Дети последовательно отвечают на вопросы, педагог заполняет таблицу, вписывая характеристики (цвет, форма, действие) : какое? – жёлтое, круглое, согревающее; что бывает таким же? – цыплёнок, шарик, печка. Далее детей получают задание назвать признаки объектов: пушистый цыплёнок, воздушный шарик, тёплая печка. После заполнения таблицы, педагог просит детей попытаться составить загадку, вставляя между словосочетаниями связки «Как» или «Но не». Ребята работают как индивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Финальный вариант загадки про солнце: «Жёлтое, как пушистый цыплёнок; круглое, как воздушный шарик, согревающее, но не тёплая печка».

Чудеса прогулок. Используем приемы фантазирования:

оживления,

динамизация,

изменение законов природы,

увеличение,

уменьшение и т. д.

Наблюдаем за «живыми облаками» : куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.

Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чем спорит ветер с солнцем?

Применим также прием эмпатии – пусть дети представят себя на месте наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чем шепчутся твои листочки? Или: «Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь?»

А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелком по асфальту, мокрыми подошвами обуви по сухому – что получилось? Почему?

Можно предложить детям увидеть разноцветный дождь или снег (разноцветные очки или стеклышки).

А если дать детям на прогулку увеличительное стекло?

А пробовали вы рисовать камешками, а веревкой? Вот и еще одна непривычная часть прогулки.

Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой тоже можно работать нетрадиционно.

Перепутать сюжеты и героев, а детям предложить «выпутаться» из сложившейся ситуации.

Изменить характер героя – как пойдет дальше сказка сказываться?

Ввести нового героя в знакомую сказку – что изменится в сюжете?

Нарочно переврать сказку – пусть дети восстановят ее сюжет.

Изменить место действия, время действия героев.

В сказках часто герои выполняют задания, проходят испытания. Предложите вашим детям выполнить это как-то по-своему, пусть будет множество вариантов.

Несколько рекомендаций по стилю общения с детьми.

Выслушивать надо каждого желающего.

Давать отрицательных оценок нельзя – закрепощает!

Только положительное в оценке.

В результате я пришла к выводу, что использование методов и приемов ТРИЗпозволяет эффективно развивать у ребенка творческое мышление и воображение, расширять индивидуальный опыт и позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Консультация для педагогов по ТРИЗ-технологии
Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов по ТРИЗ-технологии
Опубликовано: 1 февраля 2021 в 19:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов по ТРИЗ-технологии» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД