Ольга Васильева
Консультация для педагогов по ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация-практикум для педагогов ДОУ"Использование ТРИЗ-технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Подготовила и провела: Васильева О. В.
17.04.2019г
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.
Публикация «Консультация для педагогов по ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ :
• развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
• формирование целостной картины мира;
• воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
• развитие речи, памяти, творческого воображения.
Достоинства использования элементов ТРИЗ :
• является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
• позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
• стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
• помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
• стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
• развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
• помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
• Мозговой штурм
• Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).
Примеры вопросов для обсуждения:
• как помешать медведю развалить теремок;
• как исполнить мелодию без музыкальных инструментов;
• как рассказать сказку без слов;
• как нарисовать без красок;
• где найти лето зимой;
• как не испачкать пол грязными подошвами ботинок.
Синектика
Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного.
Примеры заданий:
• изобрази повадки кошки во время охоты на воробья;
• изобрази свою походку в папиных ботинках;
• представь, что ты котёнок, который очень любит музыку, промяукай мелодию детской песенки.
Системный анализ (системный оператор)
Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:
• Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.
Пример:
• Система: заяц.
• Подсистема: глазки, носик, длинные ушки, мягкие лапки, пушистый хвостик.
• Надсистема: лесные животные.
• Прошлое: раньше заяц был маленьким зайчонком, о нём заботилась мама-зайчиха, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей.
• Настоящее: сейчас заяц взрослый, он красивый, сильный, ловкий и пушистый.
• Будущее: заяц будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого зайца, который будет заботиться о своих внуках.
• Антисистема: заяц боятся волка, потому, волк охотится на зайца и может его съесть.
Развитие речи по ТРИЗ-технологии
ТРИЗ можно широко использовать и для развития речевых навыков у воспитанников.
Основные этапы
Развитие выразительности речи с помощью создания образных характеристик объекта:
1. Этап первый (с трёх лет) – создание сравнений по цвету, форме, действиям (лисичка рыжая, такая же, как Антошка в детской песенке).
2. Этап второй (4–5 лет) — составление собственных загадок в соответствии с разработанными моделями в виде табличек с вопросами. Например, предложенный объект — солнце. Дети последовательно отвечают на вопросы, педагог заполняет таблицу, вписывая характеристики (цвет, форма, действие) : какое? – жёлтое, круглое, согревающее; что бывает таким же? – цыплёнок, шарик, печка. Далее детей получают задание назвать признаки объектов: пушистый цыплёнок, воздушный шарик, тёплая печка. После заполнения таблицы, педагог просит детей попытаться составить загадку, вставляя между словосочетаниями связки «Как» или «Но не». Ребята работают как индивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Финальный вариант загадки про солнце: «Жёлтое, как пушистый цыплёнок; круглое, как воздушный шарик, согревающее, но не тёплая печка».
Чудеса прогулок. Используем приемы фантазирования:
оживления,
динамизация,
изменение законов природы,
увеличение,
уменьшение и т. д.
Наблюдаем за «живыми облаками» : куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.
Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чем спорит ветер с солнцем?
Применим также прием эмпатии – пусть дети представят себя на месте наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чем шепчутся твои листочки? Или: «Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь?»
А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелком по асфальту, мокрыми подошвами обуви по сухому – что получилось? Почему?
Можно предложить детям увидеть разноцветный дождь или снег (разноцветные очки или стеклышки).
А если дать детям на прогулку увеличительное стекло?
А пробовали вы рисовать камешками, а веревкой? Вот и еще одна непривычная часть прогулки.
Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой тоже можно работать нетрадиционно.
Перепутать сюжеты и героев, а детям предложить «выпутаться» из сложившейся ситуации.
Изменить характер героя – как пойдет дальше сказка сказываться?
Ввести нового героя в знакомую сказку – что изменится в сюжете?
Нарочно переврать сказку – пусть дети восстановят ее сюжет.
Изменить место действия, время действия героев.
В сказках часто герои выполняют задания, проходят испытания. Предложите вашим детям выполнить это как-то по-своему, пусть будет множество вариантов.
Несколько рекомендаций по стилю общения с детьми.
Выслушивать надо каждого желающего.
Давать отрицательных оценок нельзя – закрепощает!
Только положительное в оценке.
В результате я пришла к выводу, что использование методов и приемов ТРИЗпозволяет эффективно развивать у ребенка творческое мышление и воображение, расширять индивидуальный опыт и позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.