Ирина Гладилина
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
В свете последних событий патриотическое воспитание детей дошкольного возраста как никогда актуально. Однако, воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Между тем, любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. О роли и значении народного искусства в патриотическом воспитании детей писали многие учёные (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский,Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Искусство отображает мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Ценным качеством народного творчества является чистота восприятия мира и общность эстетического отношения к жизни народного умельца и ребёнка.
Изобразительная деятельность как средство патриотического воспитания – важнейший компонент приобщения личности ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей в мир красоты, мир природы, в мир людей, в историю общества, нравственности. Помогает развитию и раскрытию художественно-творческого потенциала детей.
Изобразительное искусство является и важнейшим звеном социализации детей в многонациональной среде. Целью художественного образования на основе поликультурного воспитания является осознание ведущих ценностных ориентаций современного многонационального Российского общества, народов мира.
Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых, являлось бы, патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все занятия имеют такие задачи. Так, например, темы направлены на знакомство дошкольников с художественными материалами, на которых дети знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством Русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа, что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.
Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя.
Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом:
• расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
• развитие художественно-эстетического восприятия;
• формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
• воспитание патриотических чувств, любви к Родине.
Необходимо совмещать различные виды художественного творчества: рисование с натуры и по представлению, декоративное рисование, лепка из пластилина и тестопластика. Виды художественной деятельности самые разные, как традиционные, так и нетрадиционные.
Для формирования патриотизма через средства изобразительной деятельности используются следующие приемы:
• Лепка, роспись, рисование предметов народных промыслов.
• Наблюдение за красотой природы родного края, родного города;
• Просмотр иллюстраций произведений живописи русских художников-пейзажистов, портретистов рисовавших известных людей, жанровых художников.
• Лепка и конструирование сюжетов из истории России (космическая ракета, танковое сражение).
• Рисование сюжетов из истории страны (полет в космос, День победы и т д.)
• Экскурсии на выставки и музеи.
• Электронные образовательные ресурсы (видеофильмы, презентации, мультипликационные фильмы).
Таким образом, с чего начинается патриотизм? С любви к родному краю. Просто и понятно любить свой дом, село или город, в котором родился; народ, частью которого является язык, на котором говорят твои соплеменники и с помощью которого приобщаются к мировой культуре; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм».