Моисеева Светлана Александровна
Консультация для педагогов «Особенности восприятия пейзажной лирики детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности восприятия пейзажной лирики
детьми старшего
дошкольного возраста»
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги!
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Сегодня мы поговорим с вами об особенностях восприятия содержания лирических произведений детьми старшего дошкольного возраста.
2 слайд
Как говорил великий поэт и драматург Ян Райнис «Поэзия и искусство — это особая форма не только выражения, но и познания»
Знакомство дошкольников с лирическими произведениями является неотъемлемым компонентом воспитательной работы детского сада.
Лирика пробуждает в детях эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства.
Дошкольники очень любят слушать и читать лирические стихи. Они отдают им явное преимущество в сравнении с прозаическими произведениями.
3 слайд – 8 слайд
Знакомство детей с лирическими произведениями может происходить в:
• Совместная деятельность воспитателя с детьми (лирические занятия, чтение стихотворений, заучивание наизусть)
• Самостоятельная деятельность детей, нпример подготовить тематические выставки в центре книги. Для раннего возраста : «Творчество Агнии Барто», рассматривание иллюстраций,. Для старшего возраста выставка «Лирика С. Есенина» : рассматривание, чтение.
• Индивидуальная работа ( проведении коротких минуток поэзии : 2 младшая группа. Тема: «По страницам стихов А. Барто.», для старших – конкурс чтецов «Стихи бывают разные»)
• Режимные моменты: КГН, правила поведения за столом, утреннее приветствие.
• Наблюдение на прогулке.
Для детей раннего и младшего возраста во время наблюдений в природе, читать стихи о конкретном объекте или явлении. Например: в ветреную погоду обращаться к ветру «Ветер, ветер, ты могуч…» А. С. Пушкин;
Во время листопада «Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят» М. Ивенсен ;
Идёт снег «Белый снег пушистый в воздухе кружиться»
И. Суриков.
Дети старшего возраста, наблюдая различные природные явления в естественных условиях, приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы.
Зимой, когда ребята любуются зимними пейзажами, обращать внимание на неподвижность, скованность природы, погружённость её в сон. И, конечно же, читать детям стихи русских поэтов о зиме: «Зимний вечер», «Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Пороша», «Белая берёза» С. Есенина
• Подготовка к календарным и народным праздникам
• Работа с родителями
9 слайд
В программе «От рождения до школы» представлен примерный список лирических произведений для каждой возрастной группы.
При ознакомлении с лирическими произведениями я пользуюсь хрестоматией для чтения в детском саду и дома. (6-7 лет). В ней подобран весь материал в соответствии с возрастными особенностями и образовательной программой ДО.
10 слайд
Лирическую поэзию можно разделить на три группы
• календарная поэзия – произведения устного народного творчества заклички отличаются количеством строк, для раннего возраста более простые, для старшего сложнее.
• пейзажная лирики В основе пейзажной лирики всегда лежит картина природы. - Для детей младшего возраста текстовое звучание должно быть близко к фольклору, детей нужно знакомить с произведениями, в которых описываются знакомые детям предметы, явления и объекты природы.
Для старшего возраста
• классическая лирика :
Более подробно остановимся на восприятии пейзажной лирики детьми старшего дошкольного возраста.
Пейзажная лирика - это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Иногда автор использует также приём отображения своего внутреннего мира через изображение природы. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом
Пейзажная лирика - это соединение литературного рода (лирики) и жанра изобразительного искусства (пейзажа).
Стихотворения о природе детьми воспринимаются труднее, так в этих стихах отсутствует какое – то событие или факт, в них нет описание героев, развитие каких –то действий.
Трудности восприятия стихов о природе обусловлены еще и тем, что у детей, особенно городских, мало знаний о явлениях природы и ее образах, поэтому они не могут активно привлекать свой опыт.
При знакомстве с пейзажной лирикой, нужно помочь детям увидеть, ощутить и запомнить картину, которую создал поэт, состояние природы, которое отображено в стихотворных строках, почувствовать мелодию, музыку стиха, его настроение, определить личное настроение при чтении стихотворения. При этом очень важно обратить внимание на тот образный язык, которым написаны стихи, на их ритм.
В этом случае можно посоветовать ребенку нарисовать то, что ему представлялось во время чтения стихотворения.
А. С,Пушкин.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Отрывок из поэмы Евгений Онегин.
Чтобы восприятие пейзажной лирики носило продуктивный характер, необходимо на занятиях создать соответствующий психологический микроклимат и эмоциональную обстановку.
Одним из приемов реализации эмоциональной обстановки занятия является его музыкальное оформление. Если лирические произведения будут зачитываться под музыку, то их восприятие будет более глубоким. Музыка способствует расслаблению и творческому раскрытию, активизации чувств и эмоций детей.
Музыка позволяет прочувствовать всю яркость красок, описываемого природного явления, настроение природы, которое хотел передать автор своим читателям.
Предлагаю послушать под музыку стихотворение
Елена Трутнева «Первый снег»
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят
Кроме музыкального оформления, знакомство с пейзажной лирикой может сопровождаться рассматриванием художественных иллюстраций.
Рассмотрим некоторые моменты в работе по развитию эстетического восприятия пейзажной лирики о природе с детьми разного возраста
На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции.
Детям пятого года жизни следует предлагать стихотворения с описанием одного конкретного образа в конкретной ситуации или несложного явления природы. Восприятие стиха должно обязательно опираться на непосредственное наблюдение этих объектов или явлений в природе
Например, при чтении детям пятого года жизни стихотворения "Ромашки" Е. Серовой можно показать красочную иллюстрацию к нему художницы Н. Басмановой, которая точно передает текст.
Иллюстрация Н. Басмановой к сб. ’Лужайка’ Е. Серовой
Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке.
Такие весёлые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
В старшем возрасте целесообразно познакомить детей с двумя иллюстрациями к одному стихотворению.
Работа по развитию эстетического восприятия стихов о природе продолжается и с детьми седьмого года жизни. Им доступно
.