Айна Александрова
Консультация для педагогов «Основы развития психофизических качеств»
▼ Скачать + Заказать документы
Основы развития психофизических качеств
Психофизические (физические) качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно- силовые и временные характеристики движения ребенка. Они включают в себя такие понятия:
- ловкость,
- быстрота,
- сила,
- выносливость,
- гибкость,
- равновесие.
Публикация «Консультация для педагогов „Основы развития психофизических качеств“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие и совершенствование психофизических качеств – одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников. Физическое развитие ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.
Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо- физиологических, биохимических, психологических особенностей.
Развитие психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в работе с детьми в строгой последовательность, включаются в разные формы двигательной деятельности (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, активный отдых, самостоятельную деятельность ребенка).
Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Выделяют два вида ловкости: телесные и предметная (ручная).
Измерителями высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. т. о., показателями ловкости могут быть время, пространство и точность выполнения движений.
С целью развития и совершенствования ловкости предлагаются следующие виды упражнений:
-физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет, метание игры с мячом, лазание);
-общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема;
-подвижные игры;
-совместные упражнения вдвоем, небольшой группой с мячами, шестами;
-применение необычных И. п. (бег из положения стоя на коленях, сидя, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать);
- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
Тесты по определению ловкости и координационных способностей:
-бег зигзагом (для детей 4-7 лет,
-прыжки через препятствие и пролезание под ним (для детей 4-7 лет,
-бросок малым мячом (150 г) в горизонтальную и вертикальную цели (для детей 3-7 лет,
-прыжки через скакалку (для детей 5-7 лет).
Быстрота (скоростные качества) – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н. Вавилова предлагает использовать следующие упражнения:
- с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью,
- на скорость (добежать до финиша как можно быстрее,
- с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый).
- скоростно-силовые упражнения (прыжки, метание,
- упражнения в размахивании, кружении, ударах, поворотах, бросании, выполняемых с максимальной частотой,
- подвижные игры (подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения).
Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.
Тесты по определению быстроты:
-бег на дистанцию 10 м с хода (для детей 4-7 лет,
-бег на дистанцию 30 м (для детей 4-7 лет,
-«челночный бег» 3х10м (для детей 4-7 лет).
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и снарядам (мяч, мешочек с песком). От развития силы в значительной степени зависит развитие быстроты, ловкости, выносливости. При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.
При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные силовые напряжения:
- упражнения в беге, метаниях, прыжках,
- упражнения с повышенной сопротивляемостью (с набивными мячами, преодоление сопротивления партнера- парные упражнения,
- упражнения, отягощенные весом собственного тела (прыжки, лазание, общеразвивающие упражнения на укрепление основных мышечных групп,
- упражнения с весомыми предметами (набивной мяч, гантели,
- отжимание, подтягивание.
Тесты по определению силы:
-динамометрия кистей рук (детским ручным динамометром) – для детей 3-7 лет,
-становая динамометрия (для детей 3-7 лет).
-тесты по определению силовой выносливости:
-вис на согнутых руках (для детей 3-7 лет,
-поднимание ног в положении лежа на спине (для детей 5-7 лет)
Тесты по определению скоростно-силовых качеств :
- прыжок в длину с места (для детей3-7 лет,
- бросок набивного мяча (1 кг) (для детей 3-7 лет,
- метание легкого мяча на дальность (для детей 3-7 лет,
- прыжки на двух ногах боком за 10 с (для детей 4-7 лет).
Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.
Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность выполнять мышечную работу небольшой интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности. Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин:
- укрепление организма ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечной системы,
- улучшение функционирования организма, повышение его работоспособности,
- помощь в раскрытии и развитии природных задатков детей,
- формирование волевых качеств личности, черт характера: смелости, целеустремленности, решительности.
В исследованиях показано, что лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на коньках и лыжах и т. д.
Тест по определению выносливости:
- бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей – от 5 до 7 лет).
Гибкость – способность выполнять движение с максимальной амплитудой.
Гибкость дает легкость, свободу, непринужденность движений. Гибкость придает изящность, выразительность движениям. Результатом недостаточного развития гибкости являются травмы. Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений:
- общеразвивающие упражнения с предметами и без них,
- акробатические упражнения (кувырок, мостик, шпагат,
- упражнения с большой амплитудой (бросок, подлезание, прыжок в длину,
- упражнения на растягивание (стрейчинг).
Тесты по определению гибкости:
- наклон туловища вперед (для детей 3-7 лет).
Равновесие – способность сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
В качестве упражнений на развитие равновесия (статического и динамического) рекомендуются следующие виды:
- движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба,ползание, бег по скамейке и т. п. ,
- метание,
- качание на качелях.
В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Развитие психофизических качеств занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных психофизических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.