Татьяна Маляева
Консультация для педагогов «Организация игр-квестов в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад общеразвивающего вида №124
«Организация игр-квеста в дошкольном учреждении»
Подготовила: воспитатель Маляева Т. Л.
г. Ярославль – 2018г.
В мифологии и литературе на английском языке понятие «квест» изначально означало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация игр-квестов в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблемы игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов. В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку.
Первое требование, обращенное со стороны сюжетно-ролевой игры к ребенку, это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.
Второе требование - умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, т. к. игра направлена именно на их воспроизведение.
Третье требование - формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий.
В квест – играх присутствуют все эти требования.
…Игры – путешествия, построенные на знакомом детям материале, развивают воображение, память, ориентировку в пространстве, пантомимическую и речевую выразительность, артистичность, творчество, физические навыки. Они способствуют активизации знаний, закреплению различных понятий, формированию коммуникативных умений, нравственности.
Такие игры хороши тем, что включая в обширный познавательный материал, двигательную, речевую и творческую деятельность детей, не перегружают их. Они динамичны, что способствует сохранению детского интереса, а знакомый материал дает детям возможность само выразиться, утвердиться, применить свои творческие способности.
Все мы знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально - культурные ситуации и отношения. В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность - риелторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, закройщика и т. д., (хотя условия для этих игр создаются во многих детских садах).
В настоящее время существует три основных метода руководства играми детей.
Первый метод - руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Менджерицкой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре - влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета осуществление игрового действия, так и пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику, а распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Второй метод - метод формирования игры как деятельности принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой.
Он основан на реализации трех основных принципов:
Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду.
Второй принцип воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного времени.
Третий принцип - на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла, взрослому.
Третий метод - организации самостоятельной сюжетной игры получил название метода комплексного руководства игрой. Он был предложен Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой. В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим, обучающие игры.
Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников.
Изучив три подхода к руководству игрой дошкольников, сделаем выводы - игра должна быть свободной от навязанной взрослыми темы, и реализации действий - ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры - общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.
Детям разных возрастных групп на игру, в течении дня, отводится от 3. 15 до 3. 30 мин. главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.
…Преимущество квест-игр в том, что игра проходит по определенному сценарию, где одна деятельность сменяет другую, не вызывая физического переутомления детей, усталости и скуки. Такие игры можно проводить в любом месте и даже без использования атрибутов (в помещении, на участке, на спорт. площадке, в цветнике и др.).
Работа с детьми по развитию воображения дает педагогу возможность бесконечной импровизации, изменению сюжета. Вербальное сопровождение действий детей активизирует их фантазию. Чем оно ярче, точнее, детальнее, тем быстрее и легче дети представляют различные образы.
Игры-путешествия дают возможность участия всех детей группы, даже разновозрастной за счет одновременного включения образов и действий разной сложности. Они вызывают у детей неподдельный устойчивый интерес. Чтобы включить фантазию детей, пробудить их творческое начало, педагоги сами должны иметь хорошо развитое воображение и артистизм.
Игры-путешествия представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву:). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги должны разделить между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.
Необходимо помнить, что квест-игра не дидактическая игра в ее прямом смысле. Интерес детей определяет время игры, поэтому ее можно останавливать, заканчивать на любом месте сценария. Допустима импровизация, как со стороны взрослых, так и детей, поощряется выразительность, пластичность, творчество. Беседы во время игры должны быть краткими, без длинных пауз и отрицательных оценок взрослых.
Выбирая содержание игр-путешествий, необходимо помнить, что строиться они должны на знакомом детям материале и обязательно нужно учитывать отвлекающие факторы в помещении или на участке ДОУ.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС Д О определены особенности развития игровой деятельности ребенка.
В квест-играх реализуются все пять областей: они позволяют педагогам активизировать имеющиеся у детей знания, закрепить их. Познавательная составляющая игр значительна, но не превалирует над основными задачами. В играх много стихотворений, в которых решаются познавательные и речевые области, задачи повышения эмоционального тонуса детей, развития мелкой моторики. Они решают и коммуникативные задачи, в совместных действиях дети учатся слышать и видеть друг друга, договариваться, содействовать. Впечатления от путешествия дети могут отразить в рисунках, поделках – свободном творчестве.
Педагогам надо помнить о том, что они являются полноправными членами игровой команды, поэтому они не могут стоять в стороне, давая вербальные указания. Они вместе с детьми импровизируют, читают, показывают, но ни в коем случае не подавляют детскую инициативу.
По окончании игры педагоги отмечают дружные действия детей, старших привлекают к обсуждению игры, подчеркивают положительные взаимоотношения ее участников. Все это способствует развитию интереса у детей к последующим играм.
ЛИТЕРАТУРА
«Игры-путешествия на участке детского сада» Е. А Алябьева М «ТЦ СФЕРА»-2015г.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1 – 2015г.