Татьяна Дей
Консультация для педагогов «Обучение грамоты в образах и движениях»
"Обучение и игра - это друзья,
которым сама природа указала
идти одной дорогой, взаимно
поддерживая друг друга"
П. Ф. Коптерев
Моя собственная практика показала, что у ребенка затрудняющегося проводить звуковой анализ слова, не сформирован фонематический слух, также он испытывает затруднения в обучении чтению, и в дальнейшем при обучении в школе. Важность данной проблемы и является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе. Поэтому передо мной встали цели:
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение грамоты в образах и движениях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
• Развить фонематический слух: выделение звуков из состава слова, дифференцировать: гласные–согласные, согласные: твердые – мягкие; характеризовать их.
• Научить проводить звуко - буквенный анализ слов различного звуко-слогового состава.
• Научить читать слоги, слова, предложения, тексты.
С помощью чего? Решить проблему мне помогла методика М. Аромштам «Обучение грамоте в образах и движениях».
Образное преподавание включает в себя несколько основных линий – использование словесных и изобразительных образов, сказочные сюжеты и сказочную мотивацию, образное движение. Ведь образ, как нечто другое, стимулирует воображение и будит творческую фантазию, будит предчувствие знания.
Обучение грамоте в системе образного преподавания с одной стороны: использует звуковые игры и упражнения на развитие фонематического слуха – с другой: использует мимические и подвижные игры, как элемент образной и двигательной активности на занятиях. Одна из существенных задач образного движения – формирование творческой моторики.
Умение играть и быть чутким к детским вопросам и настроениям - залог успешности обучения.
В работе с детьми использовала основные методы образного преподавания.
Этапы образного преподавания
Словесные и изобразительные образы, сказочные сюжеты, сказочная мотивация, образное движение, сказочные персонажи.
На основании выше перечисленных задач по обкчению грамоте в образах и движениях разработала свой дидактический материал, который мне помог в работе.
Д/и "Звукарик-игралик" - несет многофункциональность, который помогает научить детей: выделять звуки в словах, дифференцировать звуки: гласные - согласные, согласные: твердые-мягкие; проводить звуковой анализ слов, графическое обозначение букв, делить слова на слоги, обучает чтению слов.
Д/и "Волшебный кораблик" - учить дифференцировать гласные и согласные, согласные: твердые - мягкие.
Д/и "Чудо-рыба" - учит определять позиции заданного звука в слове.
Д/и "Паравозик" - имеет многофункциональное назначение: дифференцирование гласные – согласные; согласные: твердые - мягкие; деление слов на слоги, обучает слоговому чтению, чтению слов, предложений, звуковой анализ слов.
Д/и "Речевой тренажер" - многофункционален: интеграция образовательных областей : обучение грамоте, развитие речи, ФЭМП и развивает познавательные процессы: внимание, наглядно-образное мышление, память (действие со схемами и движение в соответствии со схемой)
Образы в движении
Одна из существенных задач образного движения- формирование двигательного воображения, а оно является основной осмысленной творческой моторики.
В работе с детьми использую разнообразные формы : индивидуальную, работа в парах, мини-группы, фронтальная. Одновременно у детей развиваем наглядно-образное мышление, воображение через дидактические и настольно-печатные игры. Весь дидактический материал систематизирован и находится в доступном для детей месте - центре обучения грамоты.
Проведя выше сказанную работу, я получила такие результаты, что дети знают, умеют, понимают.
Свой опыт представила…., где показала положительную динамику в обучении грамоте с помощью образов и движений можно увидеть в сравнительном мониторинге, где можно увидеть рост усвоения программного материала : январь 2012 - январь 2013 на 15%.
Использование методики «Обучение грамоты в образах и движениях» в организованно-учебной деятельности и интегрированной формы проведения очень интересна и эффективна, потому что:
• Устойчивый интерес на протяжении всего занятия
• Повышается качество усвоения программы по данному разделу
• Активизация мыслительных процессов каждого ребенка с учетом принципов дифференциации
• Формирование навыков учебной деятельности – умение работать самостоятельно, в подгруппах
• Отсутствие утомляемости, смена деятельности по времени, использование разнообразных видов деятельности, смена поз
• Развивается произвольное внимание, зрительная и ассоциативная память, воображение, наглядно-образное мышление
Все перечисленные выше моменты способствовали к успешной подготовке и в дальнейшем подготовке к школе.
Использование на занятиях данной методики – дает мощный толчок для овладения сложным умением читать и подготовит его к обучению письму, а педагога побудит к собственным творческим поискам.
"Успех ребенка - это успех моей работы, моей жизни!
Я нужна детям, чтобы они могли превзойти самих себя"