Ирина Ивановская
Консультация для педагогов-психологов «Меры экстренного педагогического реагирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Меры экстренного педагогического реагирования.
В основе поведения лежит один из 4 мотивов:
1. Власть
2. Месть
3. Привлечение внимания
4. Избегание неудачи
Привлечение внимания:
Стратегия Тактика Задания
Минимизация внимания 1. Игнорирование выходки. Что произойдет?
2. «Делать глаза» - пристальный взгляд на ученика без гнева, без раздражения.
3. Остановиться рядом с учеником (дистанция)
4. Вставлять имя ученика в текст объяснения – без эмоций! Вставить имя ребенка, нарушающего дисциплину, в собственную речь
Публикация «Консультация для педагогов-психологов „Меры экстренного педагогического реагирования“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
5. Посылать секретный знак (выработка мужских качеств личности) Придумать знаки для сообщения ребенку
6. Использовать письменное сообщение ( примерное содержание: «Перестань, пожалуйста, делать то, что ты сейчас делаешь»). Стопка карточек на столе. Составить тексты письменных сообщений
7. Предъявление своего неудовольствия – «Я-высказывание».
В первой части описывается поведение человека, которое не устраивает ( исключить слова: всегда, постоянно, бесконечно, 2-я часть должна очень точно описывать чувства, которые испытывает педагог, 3-я часть объясняет причину возникновения чувств, 4-я часть содержит просьбу (этой части может не быть) о нормативном поведении ( например: Петя, когда ты разговариваешь с соседом, я испытываю гнев, т. к. отвлекаюсь, теряю мысль, перестань, пожалуйста, разговаривать). Составить текст предъявления ребенку своего неудовольствия
Делать неожиданности
1. Включить и выключить свет
2. Временно прекратить урок Варианты: каким способом прекратить урок
3. Начать говорить тихим голосом
4. Изменение голоса
5. Разговор с акцентом
6. Разговор с доской Придумать разговор с доской (Дорогая доска! Только ты сейчас меня слышишь.)
7. Поставить себя в смешное положение
8. Начать говорить на иностранном языке.
Отвлечь внимание ученика 1. Задавать прямые вопросы, требующие прямого ответа ( например: Какой пример решаешь). Составить прямые вопросы
2. Изменить деятельность
3. Пересаживание учеников ( сказать: «Петя, возьми свои вещи и пересядь» и продолжать урок)
4. Попросить об одолжении (помыть доску, собрать тетради) О чем мы сможем попросить ребенка?
Разрешающее поведение 1. Доведение до предела демонстративности выходки (суть поведения не в запрете, а в том, чтобы сделать это неинтересным) Что вы будете делать, как реагировать, если дети спрятались под парты; захотели поиграть в «молчанку»?
Обращать внимание на примеры хорошего поведения
1. Благодарить учеников за достойное поведение. Благодарность должна звучать конкретно (Спасибо, Оля, что ты открыла учебник и выполняешь задание).
2. Писать имена отличившихся учеников на доске – ориентация на ученика, а не на процесс. Уделять внимание на ребенка – похвала! Как можно поблагодарить ребенка?
(Молодец, Вася, ты сегодня целых 10 минут сидел спокойно на уроке! Я радуюсь этому)
Власть и месть
Стратегия Тактика Задания
Стадия «Глухих раскатов. Приближение извержения вулкана»
Стратегия изящного ухода (прием, позволяющий сохранить достоинство обеим сторонам и не втянуться в конфликт
1. Убрать зрителей (Давайте обсудим этот вопрос после уроков) Придумать варианты.
2. Озадачивание учеников: соглашаться с высказыванием ученика ( например: «Возможно, ты прав. Тема сегодняшнего урока…» или «Ты имеешь право на собственное мнение. Тема урока…»
В основе поведения – обида. (Тебе сейчас плохо? Как я могу помочь тебе)
(Несмотря на то, что ты иногда бываешь резким и недоброжелательным, я верю, что станешь достойным человеком, когда вырастешь)
1. Ответ на высказывание «Вы самая плохая учительница (плохой воспитатель). Скажу Н. Е., чтобы она вас уволила».
2. Ответ на высказывания: «Почему у вас растут усы?»;
«Почему так некрасиво одеваетесь? В таком платье только мусор выносить»
3. Смена темы (часто пользоваться не стоит) Придумать варианты смены темы.
Стадия «Извержение вулкана»
Стадия утверждения
1. Изоляция в кабинете администрации не для беседы, а просто изоляция от детского коллектива (Остаться один на один со своими мыслями) (Вася, ты предпочитаешь работать молча или работать в кабинете завуча? Вася, ты сделал выбор – быть удаленным) 1. Ситуация выбора – текст
2. Если ребенок продолжает - реакция педагога?
2. Удаление в соседний класс (не унижая)
3. Вызывать команду «Кто?»
Стадия разрешения «Установление санкций»
Стадия разрешения 1. Оговаривание санкций с детьми заранее (не наказание, а следствие) (когда ты, то) Составить санкции по фактам нарушения ребенка:
- если курит в неположенном месте
- раскачивается на стуле и т. д.
Избегание неудачи
Стратегия Тактика Задание
Изменять методы обучения, воспитания 1. Использование конкретного материала – схем, таблиц, алгоритмов, компьютерных технологий для того, чтобы ребенок имел возможность наглядно видеть абстрактный материал.
2. Материал должен содержать возможность самоконтроля
3. Возможность повторного использования материала – возможность «потоптаться» на том, что умеют, получить от этого удовольствие, радость от своей успешности.
4. Учить за один шаг чему-то одному (проверке только того, что выучил) – Ребенок сам поставил себя в ситуацию успеха. Поддержка только за то, чего достиг ребенок. Необходимо договариваться о конечном результате.
Какой конкретный материал мы можем использовать?
Договор с ребенком о конечном результате (Давай, я тебе не буду ставить 3 как подачку. Завтра я дам тебе задание, а ты выучи это правило)
Учить детей позитивной речи 1. Помочь изменить внутреннюю речь – вывешивать плакаты ( например:
- Я могу это сделать
- Я достаточно состоятелен, чтобы сделать это
- Я могу, когда говорю себе, что могу
- Я могу изменить себя так, как считаю нужным. Составить текст плакатов.
Искать два плюса на каждый минус, провозглашенный ребенком 1. Поддержка должна носить конкретный характер (ты это
сделал, значит) Составить текст поддержки ребенка по факту его успехов, даже малейших (У тебя не получилось, но ты же делал)
Делать ошибки нормальным и нужным явлением 1. Рассказывать об ошибках. Анализ ошибок делать на разных примерах – и хороших и плохих учеников.
2. Показывать ценность ошибки как попытки. Каждый проходит свой путь, совершает свои ошибки и учится на своих ошибках! (Ты нашел 33 правильных путей, ведущих не туда)
Показывать ценность ошибки как способу чему-то научиться 1. Поощрение собственных ошибок ребенка со стороны педагога Придумать текст поддежки
Формировать веру в успех 1. Подчеркивать любые улучшения
2. Объявлять о любых вкладах (участие в любых мероприятиях). Поддержка любого слова, даже невпопад.
3. Раскрывать сильные стороны своих воспитанников.
4. Демонстрировать веру в успех ребенка
5. Признавать трудность своих заданий (Это задание трудное, но я уверен, что ты с ним справишься)
6. Ограничивать время не выполнение заданий. Дается для того, чтобы ребенок не чувствовал себя оторванным от класса
7. Необходимо психологически поддерживать успехи детей – грамоты, наклейки типа «Я могу (конкретно, что могу)», альбом достижений