Александра Курепова
Консультация для педагогов «Эффективный стиль общения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие эффективного общения»
Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основ на взаимном уважении. Это подразумевает, что оба – и ребенок, и взрослый – позволят друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятным и свергнутым.
Эффективное общение – это :
- принятие того, что сообщает партнер;
- принятие его чувств;
- отказ от осуждения партнера.
Публикация «Консультация для педагогов „Эффективный стиль общения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Вы можете и не согласиться с ребенком, но вы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать тоном и соответствующими словами. Формирование этого стиля общения требует терпения и практики. Сюда относится также и овладение такими навыками общения, как «рефлексивное слушание» и «Я – сообщение».
РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ.
Рефлексивное слушание требует от родителей и педагогов понимания и многообразия чувств ребенка и способности установить с ним эмоциональный контакт. В результате ребенок чувствует, что его слушают, и стремится продолжить разговор.
Рефлексивное слушание предполагает определенные установки и формы поведения. Прежде всего, это общая установка взрослого по отношению к ребенку: «Я беспокоюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происходит, и что ты делаешь», а также вербальные и невербальные формы поведения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя». Установки и чувства, необходимые для осуществления рефлексивного слушания, включают:
- желание выслушать ребенка и понимание того, что это займет некоторое время;
- желание помочь данному конкретному ребенку;
- принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка;
- отношение к ребенку как к самостоятельной личности с его индивидуальной идентичностью и чувствами;
- понимание того, что чувства переходящи, а выражение негативных чувств имеет своей конченой целью помочь ребенку.
Необходимые формы поведения:
ВЕРБАЛЬНЫЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ
Обратная связь, позволяющая ребенку узнать ваше понимание ситуации. Зрительный контакт.
Рефлексия чувств (что вы чувствуете по этому поводу). Язык жестов, естественные и свободные позы.
Предупреждения:
1. Знайте, когда использовать рефлексивное слушание. Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ребенка возникает проблема и у вас есть достаточно времени для решения ее с ними.
2. Не следует пользоваться рефлексивным слушанием, если вы чувствуете, что ребенок вас не принимает или отталкивает.
3. Развивать свое умение слушать. Овладение любым новым навыком сначала всегда сопровождается чувством неуверенности. Практика сделает «рефлексивное слушание» повседневным и привычным для вас делом.
4. Используйте и другие навыки межличностного общения с рефлексивным слушанием.
5. Учитесь видеть разницу между потребностью ребенка в информации и рефлексивным слушанием.
6. Сохраняйте спокойствие, демонстрируйте уважение и принятие.
«Я – СООБЩЕНИЕ»
Многие взрослые, знакомящиеся с методом рефлексивного слушания, говорят себе: «Это очень хорошо помогать ребенку осознавать свои чувства, но и у меня есть чувства, и хорошо бы ребенок тоже знал о них».
Сообщить ребенку о своих чувствах можно как эффективно, так и неэффективно. Многие «сообщения», которые взрослые «посылают» ребенку, содержат слово «Ты», например: «Лучше бы ты не делал этого» и т. д. В данном случае «Ты» обижает и заставляет другого человека чувствовать себя несчастным. «Я – сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка. Например: «мне не нравятся, когда игрушки разбросаны по полу». Данная формула отражает и чувства взрослого и не обвиняет ребенка. Формула «Я – сообщение» оказывается более эффективной, поскольку она реализует доверие и уважение, давая ребенку возможность сохранить хорошее самочувствие. Более этого она уменьшает антагонизм между взрослым и ребенком.
Как строить «Я – сообщение»? Пытаясь корректировать поведение ребенка, мы должны сосредоточиться на его появлении, а не на его самосознании. Обычно нас раздражает не столько поведение детей, сколько его последствия для нас лично. Именно поэтому важно сказать детям, что переживания взрослого относятся именно к последствиям их поведения, а не к самому поведению.
Поскольку раздражение вызвано следствиями поведения детей, замечание, сделанное в соответствии с «Я – сообщение», окажется более эффективным.
Конструкция «Я – сообщение» - включает в себя три ступени:
1. Безоценочное описание поведения ребенка: «Когда ты всюду разбрасываешь свои вещи…»
2. Указание на то, каким образом поведение детей мешает другому: «Мне приходится самой убирать их на место…»
3. Характеристика чувств, испытываемых при этом взрослым: «… а мне совсем не нравится брать на себя эту обязанность».
При использовании «Я – сообщения» нужно быть готовым к тому, чтобы:
- фокусировать внимание на своих или чьих-то переживаниях, а не на ребенке;
- общаться с ребенком тоном, демонстрирующим внимание и уважение;
- избегать обвинений, критики и т. п.
- внимательно выслушать то, что говорит ребенок.
Коротко «Я – сообщение» в целом охватывает три специфических момента ситуации:
Следующие незавершенные предложения помогут построить общение по данной формуле :
1. Когда ты… (констатация поступка ребенка)
2. Я чувствую… (констатация ваших переживаний)
3. Потому что… (констатация последствий поведения ребенка для взрослого)
В ряде случаев можно, например: опустить сообщение по поводу ваших переживаний, например: «Я не могу убрать квартиру, поскольку в коридоре валяется твой велосипед…»
Построение конструкции «Я – сообщения» зависит от ситуации.
Важно помнить следующее:
- сообщение фиксируется на переживаниях взрослого;
- оно даёт ребенку представление о том, чем именно его поведение мешает взрослому;
- оно не содержит обвинений ни в чей адрес.
Дополнительно вы можете предложить детям альтернативные варианты поведения, удовлетворяющие как вашим интересам, так и интересам ребенка.
Несколько общих правил эффективного общения :
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Научитесь видеть позитивную сторону вашего общения с ребенком.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны, не вступайте в роль судьи.
3. Сведите до минимума контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
4. Поддерживайте ребенка. В отличии от похвалы поддержка нужна и тогда, когда ребенок не достигает успеха.
5. Имейте мужество. Если один подход оказался неудачным, примените другой.
6. Демонстрируйте доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.