МААМ-картинки

Представление опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Малетина
Представление опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд.

Добрый день. Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности».

2 слайд.

Актуальность.

Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. "Переработать" ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации речевого развития дошкольников за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с разными нарушениями речи. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность – невозможно, поэтому речевое развитие дошкольника тесно связано со всеми видами деятельности ребёнка.

3 слайд.

Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития:

-овладение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-развитие фонематического слуха;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4 слайд.

Давайте вспомним, что включают в себя традиционные методы (основные):

Наглядные:

- Наблюдение во время прогулок и экскурсий;

- Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

- Знакомство с объектом посредством фотографий, картинок, мультфильмов.

Словесные:

- Заучивание наизусть;

- Пересказ;

- Составление различных видов рассказов;

- Беседы.

5 слайд.

Игровые технологии.

- Сюжетно-ролевые игры. «Семья»: сюжет «Мама папа, я – дружная семья», «Собираемся в детский сад», «Поможем маме постирать белье».

«Магазин», «Шофер», «Парикмахерская». В игре ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

- Театрализованная игра. В театрализованной деятельности мы используем, например, обыгрывание литературного текста «Мыльные пузыри», игра на мышечное напряжение и расслабление «Деревянные и тряпичные куклы», театр игрушек на столе «Рукавичка» по мотивам украинской народной сказки, игры на развитие выразительности мимики и жестов «Загадки без слов», разыгрывание по ролям стихотворений, сказок, пальчиковый театр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

- Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников. Например, на прогулке проводим разные эксперименты: «Сухой – мокрый песок». В процессе эксперимента дети приходят к выводу, что сухой песок легко сыпется струйкой и рассыпается на песчинки, а мокрый песок слипается, и он может принимать любую форму. «Почему снег не липкий?». «А что будет, если не полить?». «Буря», где дети опускают парусные кораблики в емкости с водой, дуют на паруса, кораблики плывут. Приходят к выводу, что ветер — это движение воздуха.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

6 слайд.

- Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

Например, нашими детьми мы играем в следующие игры: «Подходит – не подходит» (игра -лото на антонимы, «Что происходит в природе», «Театр настроения», «Хорошо-плохо» и др.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

7 слайд.

Наряду с традиционными методами и приемами используются инновационные технологии:

Мнемотехника – это система методов и приемов, которые способствуют эффективному запоминанию структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания:

- Пересказ («Петушок-бобовое зернышко», «Снегурочка».).

- Составление рассказа по картине или по серии картин («Зимующие птицы», «Кормушка»).

Описательный рассказ. С помощью мнемотаблиц описываем овощи, фрукты, птиц зверей

Творческий рассказ;

Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок («Я рубашку сшила мишке», «Мы на лыжах в лес идем», «На дворе большой мороз».

Отгадывание и составление загадок.

8 слайд

В своей работе мы используем как готовые мнемотаблицы, так и рисуем сами (заранее) и составляем схемы вместе с детьми.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

С помощью мнемотехники удалось достичь следующих результатов:

• у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

• появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появился интерес к заучиванию стихов;

• словарный запас вышел на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, наблюдается повышение уровня развития речи детей.

9 слайд.

Технология исследовательской деятельности.

Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т. д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности.

Например, на нашем занятии «Волшебный магнит» детям была поставлены проблемы: все ли предметы притягивает магнит? Дети отделяли магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. А с помощью дидактической игры «Волшебные дорожки» решали другую задачу: действует ли магнит через другие материалы (Гречку, воду, картон и т. д.?

10 слайд.

На занятии «Волшебная вода, узнаем мы тебя!» мы впервые знакомились со свойствами воды и ее значении для всего живого на Земле.

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка.

11 слайд.

Проектная деятельность.

В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей.

Проект «Славный День Победы».

Продолжительность проекта: среднесрочный,1месяц.

Тип проекта: информационно - творческий.

Задачи проекта:

Формировать у детей представление об истории Великой Отечественной войны, используя различные виды деятельности.

Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через, песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне.

12 слайд.

- Для проекта мы читали и обсуждали с детьми произведения о ВОВ:

Е. Благина «Шинель», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Баруздин «Шел по улице солдат», А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки».

- Заучивали и прослушивали стихи и песни о войне.

- Рассматривание иллюстраций о защитниках Родины;

- Провели ряд бесед о войне: «О начале ВОВ»; «Дети и война»; «Памятник

Неизвестному солдату»; «Кто такие ветераны?»; «Защитники Родины».

Полученные знания закрепляли во время художественно – эстетической деятельности: рисование «Военная техника», «Города в огне», «Самолеты летят сквозь облака»; Лепка «Салют»; Аппликация «Парашютист»; Конструирование «Пятиконечная звезда».

Вовлекали родителей в участие в проекте. Они вместе с детьми сделали фотовыставку «Подвиг моего прадедушки» и приняли участие в выставке поделок и рисунков посвященной Великой Отечественной войне.

Итоговым мероприятием проекта было проведено занятия «Русская березка – символ Родины моей».

13 слайд.

С целью предупреждения утомления и усталости детей я применяю различные гимнастики:

- Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Я зимой кормлю всех птиц» помогает не только снять напряжение, но и тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

- Дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных упражнений таких как «Задуй свечу», «Сварим кашку», «Ворона», «Жучок» у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Также для дыхательных упражнений можно использовать скороговорки, которые нужно произносить на выдохе. Для своих ребят я использую коротенькие скороговорки.

- Сачок зацепился за сучок.

- Мама Милу мылом мыла.

- Гимнастика для глаз «Шторки» (частое моргание глазами, «Глаза совы» (крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, а потом широко распахиваем, «Стреляем глазами», «Жмурки» проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения, укрепляет мышц глаз, кровообращения.

- Артикуляционная гимнастика – упражнения «Часики», «Лошадка», «Улыбка – трубочка», проговаривание чистоговорок (Ра-ра-ра –Барабаню я с утра) применяются для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

14 слайд.

Уровень речевого развития дошкольников выявляю как в начале учебного года, так и в конце.

Диагностика показала, что речь детей начала развиваться успешнее. У детей накопился значительный запас слов. Речь обогатилась синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей.

В ходе наблюдения за детьми в свободной деятельности и в играх отметила, что дети активно и свободно общаются с взрослыми и сверстниками, проявляют инициативу в общении, вступают в беседу; свободно и выразительно излагают свои мысли, чувства, впечатления, речь детей обогащена выразительными средствами.

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Представление опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Опубликовано: 19 ноября 2024 в 12:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Малетина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД