Малетина
Представление опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Добрый день. Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности».
2 слайд.
Актуальность.
Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. "Переработать" ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации речевого развития дошкольников за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с разными нарушениями речи. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность – невозможно, поэтому речевое развитие дошкольника тесно связано со всеми видами деятельности ребёнка.
3 слайд.
Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития:
-овладение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
-развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-развитие речевого творчества;
-знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-развитие фонематического слуха;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4 слайд.
Давайте вспомним, что включают в себя традиционные методы (основные):
Наглядные:
- Наблюдение во время прогулок и экскурсий;
- Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;
- Знакомство с объектом посредством фотографий, картинок, мультфильмов.
Словесные:
- Заучивание наизусть;
- Пересказ;
- Составление различных видов рассказов;
- Беседы.
5 слайд.
Игровые технологии.
- Сюжетно-ролевые игры. «Семья»: сюжет «Мама папа, я – дружная семья», «Собираемся в детский сад», «Поможем маме постирать белье».
«Магазин», «Шофер», «Парикмахерская». В игре ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
- Театрализованная игра. В театрализованной деятельности мы используем, например, обыгрывание литературного текста «Мыльные пузыри», игра на мышечное напряжение и расслабление «Деревянные и тряпичные куклы», театр игрушек на столе «Рукавичка» по мотивам украинской народной сказки, игры на развитие выразительности мимики и жестов «Загадки без слов», разыгрывание по ролям стихотворений, сказок, пальчиковый театр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
- Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников. Например, на прогулке проводим разные эксперименты: «Сухой – мокрый песок». В процессе эксперимента дети приходят к выводу, что сухой песок легко сыпется струйкой и рассыпается на песчинки, а мокрый песок слипается, и он может принимать любую форму. «Почему снег не липкий?». «А что будет, если не полить?». «Буря», где дети опускают парусные кораблики в емкости с водой, дуют на паруса, кораблики плывут. Приходят к выводу, что ветер — это движение воздуха.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.
6 слайд.
- Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
Например, нашими детьми мы играем в следующие игры: «Подходит – не подходит» (игра -лото на антонимы, «Что происходит в природе», «Театр настроения», «Хорошо-плохо» и др.
В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры
7 слайд.
Наряду с традиционными методами и приемами используются инновационные технологии:
Мнемотехника – это система методов и приемов, которые способствуют эффективному запоминанию структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определенная информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания:
- Пересказ («Петушок-бобовое зернышко», «Снегурочка».).
- Составление рассказа по картине или по серии картин («Зимующие птицы», «Кормушка»).
Описательный рассказ. С помощью мнемотаблиц описываем овощи, фрукты, птиц зверей
Творческий рассказ;
Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок («Я рубашку сшила мишке», «Мы на лыжах в лес идем», «На дворе большой мороз».
Отгадывание и составление загадок.
8 слайд
В своей работе мы используем как готовые мнемотаблицы, так и рисуем сами (заранее) и составляем схемы вместе с детьми.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
С помощью мнемотехники удалось достичь следующих результатов:
• у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
• появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появился интерес к заучиванию стихов;
• словарный запас вышел на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, наблюдается повышение уровня развития речи детей.
9 слайд.
Технология исследовательской деятельности.
Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т. д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности.
Например, на нашем занятии «Волшебный магнит» детям была поставлены проблемы: все ли предметы притягивает магнит? Дети отделяли магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. А с помощью дидактической игры «Волшебные дорожки» решали другую задачу: действует ли магнит через другие материалы (Гречку, воду, картон и т. д.?
10 слайд.
На занятии «Волшебная вода, узнаем мы тебя!» мы впервые знакомились со свойствами воды и ее значении для всего живого на Земле.
Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка.
11 слайд.
Проектная деятельность.
В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей.
Проект «Славный День Победы».
Продолжительность проекта: среднесрочный,1месяц.
Тип проекта: информационно - творческий.
Задачи проекта:
Формировать у детей представление об истории Великой Отечественной войны, используя различные виды деятельности.
Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через, песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне.
12 слайд.
- Для проекта мы читали и обсуждали с детьми произведения о ВОВ:
Е. Благина «Шинель», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Баруздин «Шел по улице солдат», А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки».
- Заучивали и прослушивали стихи и песни о войне.
- Рассматривание иллюстраций о защитниках Родины;
- Провели ряд бесед о войне: «О начале ВОВ»; «Дети и война»; «Памятник
Неизвестному солдату»; «Кто такие ветераны?»; «Защитники Родины».
Полученные знания закрепляли во время художественно – эстетической деятельности: рисование «Военная техника», «Города в огне», «Самолеты летят сквозь облака»; Лепка «Салют»; Аппликация «Парашютист»; Конструирование «Пятиконечная звезда».
Вовлекали родителей в участие в проекте. Они вместе с детьми сделали фотовыставку «Подвиг моего прадедушки» и приняли участие в выставке поделок и рисунков посвященной Великой Отечественной войне.
Итоговым мероприятием проекта было проведено занятия «Русская березка – символ Родины моей».
13 слайд.
С целью предупреждения утомления и усталости детей я применяю различные гимнастики:
- Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Я зимой кормлю всех птиц» помогает не только снять напряжение, но и тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
- Дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных упражнений таких как «Задуй свечу», «Сварим кашку», «Ворона», «Жучок» у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Также для дыхательных упражнений можно использовать скороговорки, которые нужно произносить на выдохе. Для своих ребят я использую коротенькие скороговорки.
- Сачок зацепился за сучок.
- Мама Милу мылом мыла.
- Гимнастика для глаз «Шторки» (частое моргание глазами, «Глаза совы» (крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, а потом широко распахиваем, «Стреляем глазами», «Жмурки» проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения, укрепляет мышц глаз, кровообращения.
- Артикуляционная гимнастика – упражнения «Часики», «Лошадка», «Улыбка – трубочка», проговаривание чистоговорок (Ра-ра-ра –Барабаню я с утра) применяются для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
14 слайд.
Уровень речевого развития дошкольников выявляю как в начале учебного года, так и в конце.
Диагностика показала, что речь детей начала развиваться успешнее. У детей накопился значительный запас слов. Речь обогатилась синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей.
В ходе наблюдения за детьми в свободной деятельности и в играх отметила, что дети активно и свободно общаются с взрослыми и сверстниками, проявляют инициативу в общении, вступают в беседу; свободно и выразительно излагают свои мысли, чувства, впечатления, речь детей обогащена выразительными средствами.