МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Малетина
Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд.

Добрый день. Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности».

2 слайд.

Актуальность.

Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. "Переработать" ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей.

Темочки:

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации речевого развития дошкольников за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с разными нарушениями речи. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность – невозможно, поэтому речевое развитие дошкольника тесно связано со всеми видами деятельности ребёнка.

3 слайд.

Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста : формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития :

-овладение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-развитие фонематического слуха;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4 слайд.

Давайте вспомним, что включают в себя традиционные методы (основные) :

Наглядные:

- Наблюдение во время прогулок и экскурсий;

- Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

- Знакомство с объектом посредством фотографий, картинок, мультфильмов.

Словесные:

- Заучивание наизусть;

- Пересказ;

- Составление различных видов рассказов;

- Беседы.

5 слайд.

Игровые технологии.

- Сюжетно-ролевые игры. «Семья» : сюжет «Мама папа, я – дружная семья», «Собираемся в детский сад», «Поможем маме постирать белье».

«Магазин», «Шофер», «Парикмахерская». В игре ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

- Театрализованная игра. В театрализованной деятельности мы используем, например, обыгрывание литературного текста «Мыльные пузыри», игра на мышечное напряжение и расслабление «Деревянные и тряпичные куклы», театр игрушек на столе «Рукавичка» по мотивам украинской народной сказки, игры на развитие выразительности мимики и жестов «Загадки без слов», разыгрывание по ролям стихотворений, сказок, пальчиковый театр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

- Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников. Например, на прогулке проводим разные эксперименты : «Сухой – мокрый песок». В процессе эксперимента дети приходят к выводу, что сухой песок легко сыпется струйкой и рассыпается на песчинки, а мокрый песок слипается, и он может принимать любую форму. «Почему снег не липкий?». «А что будет, если не полить?». «Буря», где дети опускают парусные кораблики в емкости с водой, дуют на паруса, кораблики плывут. Приходят к выводу, что ветер — это движение воздуха.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

6 слайд.

- Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

Например, нашими детьми мы играем в следующие игры: «Подходит – не подходит» (игра -лото на антонимы, «Что происходит в природе», «Театр настроения», «Хорошо-плохо» и др.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

7 слайд.

Наряду с традиционными методами и приемами используются инновационные технологии:

Мнемотехника – это система методов и приемов, которые способствуют эффективному запоминанию структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблица — это схема, в которой заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания:

- Пересказ («Петушок-бобовое зернышко», «Снегурочка».).

- Составление рассказа по картине или по серии картин («Зимующие птицы», «Кормушка»).

Описательный рассказ. С помощью мнемотаблиц описываем овощи, фрукты, птиц зверей

Творческий рассказ;

Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок («Я рубашку сшила мишке», «Мы на лыжах в лес идем», «На дворе большой мороз».

Отгадывание и составление загадок.

8 слайд

В своей работе мы используем как готовые мнемотаблицы, так и рисуем сами (заранее) и составляем схемы вместе с детьми.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

С помощью мнемотехники удалось достичь следующих результатов:

• у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

• появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появился интерес к заучиванию стихов;

• словарный запас вышел на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, наблюдается повышение уровня развития речи детей.

9 слайд.

Технология исследовательской деятельности.

Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т. д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности.

Например, на нашем занятии «Волшебный магнит» детям была поставлены проблемы: все ли предметы притягивает магнит? Дети отделяли магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. А с помощью дидактической игры «Волшебные дорожки» решали другую задачу: действует ли магнит через другие материалы (Гречку, воду, картон и т. д.?

10 слайд.

На занятии «Волшебная вода, узнаем мы тебя!» мы впервые знакомились со свойствами воды и ее значении для всего живого на Земле.

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка.

11 слайд.

Проектная деятельность.

В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей.

Проект «Славный День Победы».

Продолжительность проекта: среднесрочный,1месяц.

Тип проекта: информационно - творческий.

Задачи проекта:

Формировать у детей представление об истории Великой Отечественной войны, используя различные виды деятельности.

Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через, песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне.

12 слайд.

- Для проекта мы читали и обсуждали с детьми произведения о ВОВ:

Е. Благина «Шинель», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Баруздин «Шел по улице солдат», А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки».

- Заучивали и прослушивали стихи и песни о войне.

- Рассматривание иллюстраций о защитниках Родины;

- Провели ряд бесед о войне: «О начале ВОВ»; «Дети и война»; «Памятник

Неизвестному солдату»; «Кто такие ветераны?»; «Защитники Родины».

Полученные знания закрепляли во время художественно – эстетической деятельности : рисование «Военная техника», «Города в огне», «Самолеты летят сквозь облака»; Лепка «Салют»; Аппликация «Парашютист»; Конструирование «Пятиконечная звезда».

Вовлекали родителей в участие в проекте. Они вместе с детьми сделали фотовыставку «Подвиг моего прадедушки» и приняли участие в выставке поделок и рисунков посвященной Великой Отечественной войне.

Итоговым мероприятием проекта было проведено занятия «Русская березка – символ Родины моей».

13 слайд.

С целью предупреждения утомления и усталости детей я применяю различные гимнастики:

- Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Я зимой кормлю всех птиц» помогает не только снять напряжение, но и тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

- Дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных упражнений таких как «Задуй свечу», «Сварим кашку», «Ворона», «Жучок» у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Также для дыхательных упражнений можно использовать скороговорки, которые нужно произносить на выдохе. Для своих ребят я использую коротенькие скороговорки.

- Сачок зацепился за сучок.

- Мама Милу мылом мыла.

- Гимнастика для глаз «Шторки» (частое моргание глазами, «Глаза совы» (крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, а потом широко распахиваем, «Стреляем глазами», «Жмурки» проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения, укрепляет мышц глаз, кровообращения.

- Артикуляционная гимнастика – упражнения «Часики», «Лошадка», «Улыбка – трубочка», проговаривание чистоговорок (Ра-ра-ра –Барабаню я с утра) применяются для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

14 слайд.

Уровень речевого развития дошкольников выявляю как в начале учебного года, так и в конце.

Диагностика показала, что речь детей начала развиваться успешнее. У детей накопился значительный запас слов. Речь обогатилась синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей.

В ходе наблюдения за детьми в свободной деятельности и в играх отметила, что дети активно и свободно общаются с взрослыми и сверстниками, проявляют инициативу в общении, вступают в беседу; свободно и выразительно излагают свои мысли, чувства, впечатления, речь детей обогащена выразительными средствами.

Автор публикации:
Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Опубликовано: 19 ноября 2024 в 22:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Малетина (УИ 2766976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД