МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Краснова Светлана
Консультация для педагогов «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста,

выше своего обычного повседневного поведения,

он в игре как бы выше на голову самого себя.

Игра содержит в себе все тенденции развития,

ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над

уровнем своего обычного поведения»

Л. С. Выготский

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в основном характеризующийся воспроизводством в специфической форме действий и отношений взрослых. Игра является одной из основных видов деятельности детей. В игре дети постоянно отражают разные события, которые видят в окружающем их мире. Они воспроизводят увиденное, пытаются создать своё. Играя в детском саду, ребёнок всегда находится в коллективном общении. Постоянно происходят новые изменения в жизни ребёнка. Она пополняется разными впечатлениями, эмоциями.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Играя в некоторые игры, дети ставят себя в положение своих взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку, и так далее. Они подражают им, стараются быть на них похожими. В роли взрослых дети отображают их деятельность. Иногда, показывают и передают даже самые маленькие и незначительные детали. Существует связь между уровнем развития личности ребенка и уровнем развития игры. Каждому возрастному периоду соответствует определенный вид ведущей деятельности и определенные психологические новообразования – смена этих видов деятельности и новообразований характеризует общую направленность психологического развития ребенка.

Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий. Затем воспроизведение социальных ролей. На позднем этапе - воспроизведение социальных и межличностных отношений. Развитие игровой деятельности дошкольников в первую очередь проявляется в ролевом характере. Особенностями ролевых игр являются использование одних предметов в качестве заменителей других, индивидуализация собственных действий и сравнение их с действиями взрослых людей.

Формы игровой деятельности усваиваются ребенком под руководством взрослого. Игрой дошкольника, тем более младшего, нужно руководить. А еще раньше малыша нужно научить играть, иначе, окруженный лишь уходом со стороны взрослых и игрушками, при дефиците общения со взрослым у ребенка не развивается игровая деятельность а, следовательно, это влияет на его психическое развитие. В раннем возрасте требуется, чтобы дети играли под непосредственным воздействием взрослого. Их надо научить игре с предметами, давать новые варианты игры, заменять варианты игр, заменять предмет, когда игра с ним исчерпывается, развивать игру в присутствии ребенка, словом, организовывать индивидуальное поведение детей. Роль взрослого меняется, когда в детской сфере возникает зачатки самодеятельной жизни, у детей появляется потребность во взаимодействии. Дети сами группируются, составляя организованную часть детского общества, они организовывают других детей. В них появляются сначала игры с развернутой игровой ситуацией и скрытыми в ней правилом, а потом игры со свернутой игровой ситуацией и с открытым правилом. Это более старший возраст. Здесь задача педагога в том, чтобы не задержать детей на уже пройденных стадиях, а содействовать. Детям младшего дошкольного возраста необходимо помочь развивать сюжет игры. В начале развития игры это может быть элементарное действие с одним предметом, повторяющееся много раз. Меняется объект действия, но действие остается тем же. Следующая ступень – ряд элементарных действий, не связанных между собой, которые, когда-либо раньше производились. Те же предметы, с которыми прочно связано действие, вытекающие из их общественной функции, наталкивают ребенка каждый раз при своем появлении на повторное воспроизведение именно этого действия в игре. Предмет однозначно определяет использование его в игре. Увидев игрушку-посуду малыш играет «в еду», а не в наливание пищи и не в мытье посуды; увидев ванночку – в купание куклы, а не в наливание воды и вытирание.

Дальнейшее развитие происходит, когда взрослый включает постепенно в игру несколько предметов: ребенок уложил куклу спать, взрослый подает ему посуду: «Буди куклу, пои ее чаем». Потом подает кукольную одежду: «Кукле пора идти гулять» и т. д. К самому концу раннего детства можно наблюдать цепочку действий, отражающие жизнь. Кукла – главный «заместитель» человека в игре; стоит в центре всех действий производимых ребенком. Сюжет теперь определяется логикой жизни человека.

Для правильного руководства игрой дошкольника важно знать и продолжительность игр в разном возрасте. Так, в раннем возрасте игры продолжаются 3-6 минут, это связанно с неустойчивостью внимания в этом возрасте. В младшем возрасте игры продолжаются 10-15 минут. В среднем дошкольном возрасте продолжительность игр составляет уже 30-35 минут, а старшие дошкольники могут играть часами, даже иногда переносить игру на следующий день. Со временем меняется и тематика игр. В младшем возрасте тема игры соотноситься предметом, который ребенок играет. Это в основном постройки, в сюжетных играх преобладает бытовой сюжет. В этих играх почти нет правил, идет изображение конкретного взрослого. В среднем возрасте появляется много сюжетов на бытовые и производственные темы. Действия с предметом развернуты. Дети начинают играть вместе, а не рядом. От внешних действий переходят к воспроизведению отношений. В играх появляются правила. В старшем дошкольном возрасте игра носит коллективный характер. Игровые действия сведены до минимума или условлены, большее значение имеет речь и взаимоотношения. Основным является выполнение правил игры.

Таким образом, существуют четыре уровня развития детской игры :

1-предметные действия;

2- предметные действия в цепочке;

3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий;

4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития.

Способы построения сюжетно-ролевых игр.

1. Предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего дошкольного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить куклу).

2. Ролевой способ, в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом, готовит обед).

3. Сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте (придумать, комбинировать сюжет на основе опыта).

Игровая мотивация.

Детям 3-4 лет необходимо:

– одушевлять игровые персонажи.

– использовать различные сюжеты

– осуществлять превращения одних предметов в другие.

Детям 4-5 лет необходимо:

– принимать нужную роль и действовать в этой роли.

– заинтересовывать детей ролями.

Детям 5-6 лет необходимо:

– отбирать яркие и выразительные образы.

– представлять сюжет, используя ролевое поведение.

Педагогические принципы организации сюжетной игры.

1) В игре дети должны отражать знания и представления, полученные ими при

ознакомлении с окружающим.

2) Игра – средство проработки знаний.

3) Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей.

4) Свои функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она

всё более усложняется.

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей

должны быть игровые умения – преобладающий способ построения игры и

потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка

в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с

предметами, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события).

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть

не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений,

обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по

собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая

во взаимоотношение со сверстниками игровых объединениях.

Из этого следует:

первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы

дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с

детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном

этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и

усвоился новый, более сложный способ её построения.

третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и

далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо

формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на

осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам –

взрослому или сверстнику.

В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две

тесно связанные ситуации:

1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с

детьми, где взрослый является играющим партнёром;

2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель

непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её

активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых

умений. Когда на пороге раннего или младшего дошкольного возраста возникают простейшие формы сюжетно ролевой игры; дети способны осуществить эту игру лишь в плане внешней деятельности с реальными предметами. Овладевая постепенно обобщенными способами игровых замещений и усвоения формы моделирования окружающей действительности, ребенок приобретает общую способность осуществлять воссоздание и преображение этой действительности в воображаемом плане, оперируя уже не реальными предметами и их заместителями, а наглядными образцами, представлениями о соответствующих предметах и действиях, которые с ним производиться. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 16:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Краснова Светлана (УИ 2336426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД