Краснова Светлана
Консультация для педагогов «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста»
«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста,
выше своего обычного повседневного поведения,
он в игре как бы выше на голову самого себя.
Игра содержит в себе все тенденции развития,
ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над
уровнем своего обычного поведения»
Л. С. Выготский
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в основном характеризующийся воспроизводством в специфической форме действий и отношений взрослых. Игра является одной из основных видов деятельности детей. В игре дети постоянно отражают разные события, которые видят в окружающем их мире. Они воспроизводят увиденное, пытаются создать своё. Играя в детском саду, ребёнок всегда находится в коллективном общении. Постоянно происходят новые изменения в жизни ребёнка. Она пополняется разными впечатлениями, эмоциями.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Играя в некоторые игры, дети ставят себя в положение своих взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку, и так далее. Они подражают им, стараются быть на них похожими. В роли взрослых дети отображают их деятельность. Иногда, показывают и передают даже самые маленькие и незначительные детали. Существует связь между уровнем развития личности ребенка и уровнем развития игры. Каждому возрастному периоду соответствует определенный вид ведущей деятельности и определенные психологические новообразования – смена этих видов деятельности и новообразований характеризует общую направленность психологического развития ребенка.
Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий. Затем воспроизведение социальных ролей. На позднем этапе - воспроизведение социальных и межличностных отношений. Развитие игровой деятельности дошкольников в первую очередь проявляется в ролевом характере. Особенностями ролевых игр являются использование одних предметов в качестве заменителей других, индивидуализация собственных действий и сравнение их с действиями взрослых людей.
Формы игровой деятельности усваиваются ребенком под руководством взрослого. Игрой дошкольника, тем более младшего, нужно руководить. А еще раньше малыша нужно научить играть, иначе, окруженный лишь уходом со стороны взрослых и игрушками, при дефиците общения со взрослым у ребенка не развивается игровая деятельность а, следовательно, это влияет на его психическое развитие. В раннем возрасте требуется, чтобы дети играли под непосредственным воздействием взрослого. Их надо научить игре с предметами, давать новые варианты игры, заменять варианты игр, заменять предмет, когда игра с ним исчерпывается, развивать игру в присутствии ребенка, словом, организовывать индивидуальное поведение детей. Роль взрослого меняется, когда в детской сфере возникает зачатки самодеятельной жизни, у детей появляется потребность во взаимодействии. Дети сами группируются, составляя организованную часть детского общества, они организовывают других детей. В них появляются сначала игры с развернутой игровой ситуацией и скрытыми в ней правилом, а потом игры со свернутой игровой ситуацией и с открытым правилом. Это более старший возраст. Здесь задача педагога в том, чтобы не задержать детей на уже пройденных стадиях, а содействовать. Детям младшего дошкольного возраста необходимо помочь развивать сюжет игры. В начале развития игры это может быть элементарное действие с одним предметом, повторяющееся много раз. Меняется объект действия, но действие остается тем же. Следующая ступень – ряд элементарных действий, не связанных между собой, которые, когда-либо раньше производились. Те же предметы, с которыми прочно связано действие, вытекающие из их общественной функции, наталкивают ребенка каждый раз при своем появлении на повторное воспроизведение именно этого действия в игре. Предмет однозначно определяет использование его в игре. Увидев игрушку-посуду малыш играет «в еду», а не в наливание пищи и не в мытье посуды; увидев ванночку – в купание куклы, а не в наливание воды и вытирание.
Дальнейшее развитие происходит, когда взрослый включает постепенно в игру несколько предметов: ребенок уложил куклу спать, взрослый подает ему посуду: «Буди куклу, пои ее чаем». Потом подает кукольную одежду: «Кукле пора идти гулять» и т. д. К самому концу раннего детства можно наблюдать цепочку действий, отражающие жизнь. Кукла – главный «заместитель» человека в игре; стоит в центре всех действий производимых ребенком. Сюжет теперь определяется логикой жизни человека.
Для правильного руководства игрой дошкольника важно знать и продолжительность игр в разном возрасте. Так, в раннем возрасте игры продолжаются 3-6 минут, это связанно с неустойчивостью внимания в этом возрасте. В младшем возрасте игры продолжаются 10-15 минут. В среднем дошкольном возрасте продолжительность игр составляет уже 30-35 минут, а старшие дошкольники могут играть часами, даже иногда переносить игру на следующий день. Со временем меняется и тематика игр. В младшем возрасте тема игры соотноситься предметом, который ребенок играет. Это в основном постройки, в сюжетных играх преобладает бытовой сюжет. В этих играх почти нет правил, идет изображение конкретного взрослого. В среднем возрасте появляется много сюжетов на бытовые и производственные темы. Действия с предметом развернуты. Дети начинают играть вместе, а не рядом. От внешних действий переходят к воспроизведению отношений. В играх появляются правила. В старшем дошкольном возрасте игра носит коллективный характер. Игровые действия сведены до минимума или условлены, большее значение имеет речь и взаимоотношения. Основным является выполнение правил игры.
Таким образом, существуют четыре уровня развития детской игры :
1-предметные действия;
2- предметные действия в цепочке;
3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий;
4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития.
Способы построения сюжетно-ролевых игр.
1. Предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего дошкольного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить куклу).
2. Ролевой способ, в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом, готовит обед).
3. Сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте (придумать, комбинировать сюжет на основе опыта).
Игровая мотивация.
Детям 3-4 лет необходимо:
– одушевлять игровые персонажи.
– использовать различные сюжеты
– осуществлять превращения одних предметов в другие.
Детям 4-5 лет необходимо:
– принимать нужную роль и действовать в этой роли.
– заинтересовывать детей ролями.
Детям 5-6 лет необходимо:
– отбирать яркие и выразительные образы.
– представлять сюжет, используя ролевое поведение.
Педагогические принципы организации сюжетной игры.
1) В игре дети должны отражать знания и представления, полученные ими при
ознакомлении с окружающим.
2) Игра – средство проработки знаний.
3) Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей.
4) Свои функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она
всё более усложняется.
Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей
должны быть игровые умения – преобладающий способ построения игры и
потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка
в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с
предметами, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события).
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть
не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений,
обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по
собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая
во взаимоотношение со сверстниками игровых объединениях.
Из этого следует:
– первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы
дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
– второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с
детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном
этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и
усвоился новый, более сложный способ её построения.
– третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и
далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо
формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на
осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам –
взрослому или сверстнику.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две
тесно связанные ситуации:
1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с
детьми, где взрослый является играющим партнёром;
2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель
непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её
активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых
умений. Когда на пороге раннего или младшего дошкольного возраста возникают простейшие формы сюжетно ролевой игры; дети способны осуществить эту игру лишь в плане внешней деятельности с реальными предметами. Овладевая постепенно обобщенными способами игровых замещений и усвоения формы моделирования окружающей действительности, ребенок приобретает общую способность осуществлять воссоздание и преображение этой действительности в воображаемом плане, оперируя уже не реальными предметами и их заместителями, а наглядными образцами, представлениями о соответствующих предметах и действиях, которые с ним производиться. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.