Филиппова Ольга
Консультация для педагогов «Обучение ребенка с амблиопией и косоглазием ориентировке в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших направлений работы в детском образовательном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией является формирование пространственных представлений и развитие навыков ориентировки на плоскости.
Большинство видов учебной деятельности (чтение, письмо, изобразительная деятельность, ручной труд и другие) осуществляются в пространстве ограниченной плоскости - это поверхность стола, страницы книги, тетради, альбома, листа бумаги. Именно поэтому оно становится наиболее значимым пространством для ребенка к концу дошкольного возраста и продолжает оставаться таковым в школьном возрасте, особенно в начале обучения, когда ребенок, активно осваивает новые виды деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение ребенка с амблиопией и косоглазием ориентировке в пространстве“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Одной из причин нарушения ориентировки на плоскости листа и в пространстве является нарушение зрительных функций, цветовое зрение, поле зрения, острота зрения, нарушение мышечного аппарата глаз, неумение привлекать в помощь нарушенному зрению информацию полученную через сохранные анализаторы, нарушение мелкой моторики и микрокоординации движений рук, несформированность таких психических функций как зрительное внимание и зрительная память.
Дети дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием при монокулярном характере зрения отстают от нормально видящих сверстников в процессе формирования у них пространственных представлений. Для детей данной категории характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются зат-руднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности. Отражение пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер. В результате нарушения глазодвигательных функций снижен зрительный контроль, отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Также отмечается затруднения у детей в словесном обозначении пространственного расположения деталей.
- Необходимо учить детей правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног при ходьбе, подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.
- Ориентироваться в групповой комнате (дать представление о расположении игрушек, кукольной мебели в игровом уголке; учить находить свое место за столом, в спальне (находить свою кровать, в раздевалке (находить свой шкафчик для одежды, в туалетной комнате (находить свой шкафчик с полотенцем и туалетными принадлежностями).
- Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.
- Ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания, слуха, обоняния (обращать внимание детей на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола в помещениях, на разную поверхность игрушек, предметов).
- Овладение различными игровыми действиями помогает детям успешно освоить ориентировку на плоскости листа, а различные дидактические игры позволяют закрепить полученные знания и успешно овладеть ориентировкой в собственном теле и на плоскости листа.
На начальном этапе обучения дети учатся ориентироваться в собственном теле.
Детям предлагаются такие задания как:
«Покажи где у тебя голова, руки, ноги, спина, живот»;
«Подними вверх левую, правую руки, ноги»;
«Назови, где находится голова, ноги, спина, живот».
Закрепив с детьми название и нахождение частей тела, учим ориентироваться в микроплоскости с точкой отсчета от себя.
Детям предлагаются такие игры — упражнения как:
«Назови, что слева, справа»;
«Разложи предметы слева, справа, вверху, внизу на своей рабочей поверхности»;
«Назови, что где находится».
Таким образом, дети закрепляют знания о возможностях своего тела, учатся ориентироваться в окружении, внимательно слушать и ориентироваться в микро и макропространстве.
Представление дошкольников об основных пространственных направлениях и навыки ориентировки в различных направлениях закрепляются в разнообразных дидактических играх и упражнениях.