Альбина Зангиева
Консультация для педагогов «Изучение осетинского языка с помощью дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости.
Обучение детей осетинскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее обучать осетинский язык русскоязычным детям дошкольного возраста. Если раньше в обучении осетинского языка большое внимание уделяли теории, то сейчас идет обращение к практике, мультимедийности, обучения с помощью игр, дидактических игр, сказок, мультфильмов, то есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования, и самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие:
Публикация «Консультация для педагогов „Изучение осетинского языка с помощью дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
*Каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Дети должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую.
*Игра - не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей
*Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
*Игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
Учебно - методический комплект является основой дидактических игр по обучению детей осетинскому языку, потому что дидактическая игра – основной метод и форма организованного обучения, и самостоятельного закрепления пройденного материала.
Использование дидактических игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить лексику осетинского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг - другу вопросы, общаются с воспитателем на осетинском языке. Разработанные дидактические игры на интерактивной доске, увлекают и в непринужденной обстановке погружают ребенка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.
Объем словарного запаса по новому УМК составляет для детей 4-7 лет 167 слов, что соответствует возрастным особенностям дошкольника. Объем доступен для усвоения детьми 4-7 лет, направлен на общение детей, а не только на увеличение словарного запаса. Поэтому для обогащения словарного запаса и закрепления активных слов и речевых образцов я на каждом занятии использую дидактические игры. Такие как: «Кого не стало, Чего не стало?», «Покажи и назови», «Положи в корзину», «Я начну, а ты продолжи», «Угадай, какое слово я задумала», «Чудесная корзина», «Чудесный мешочек», «Спроси у соседа что это?», «Кто что делает?», «Угости», «Одень куклу», «Раздень куклу», «Что? Какой? Сколько?», “Магазин”, и т. д.
Данные дидактические игры разработаны на основе дидактических материалов, которые используются воспитателями по обучению осетинскому языку. Также при разработке дидактических игр были учтены требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Оформление и содержание игр соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Данные игры можно использовать как во время ООД воспитателями по обучению детей осетинскому языку, так и воспитателями во время проведения индивидуальной и коррекционной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Все игры можно использовать с детьми по возрастам:2 – 3, 3 – 4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет; 6-7 лет.
Цели дидактических игр :
Развитие устной монологической и диалогической речи на двух государственных языках.
Расширение у детей словарного запаса по тематическим принципам.
Дидактические игры
“Сколько?”
Цель: закрепить умения считать до 10-ти. Активизировать в речи использование числительных. Закрепить название предметов и цвет.
Ход игры. Участвуют 5-6 игроков. Ведущий показывает куб с цифрами, бросив куб дает задание - найти карточку на которой количество предметов соответствует цифре на кубе. Спрашивает “Сколько?”. Дети должны посчитать и взять ту карточку, на которой количество предметов соответствует цифре на кубе.
Предлагаем детям раскрасить предметы целью закрепить цвета.
“Волшебный мешочек”
Цель: закрепить название овощей, продуктов. Совершенствовать счет до 10. Упражнять в составлении предложений с определениями и глаголами.
Ход игры. Участвуют 6-7 игроков. Дети выбирают карточки с изображением овощей (фруктов, продуктов) и считают их.
1 вариант. Ведущий показывает карточки и спрашивает “Это что?”, за верный ответ ребенок получает карточку.
2. вариант. Дети выбирают понравившуюся карточку и отвечают на вопросы: Какой?”, Сколько?”.
“Что лишнее?”
Цель: закреплять умение обобщать, классифицировать предметы по определенным качествам. Развивать творческое мышление.
Ход игры. Участвуют 5-6 игроков. Игрокам раздаются карточки с 4-мя рисунками. Дети должны назвать, какой рисунок лишний.
“Хочу всё знать!”
Цель: воспитывать любознательность, взаимопомощь и самостоятельность; вызвать интерес к обучению осетинскому языку, формировать желание учить не родной язык; способствовать умению участвовать не торопясь в простом диалоге.
Ход игры. Участвуют 6-7 игроков. Дети выбирают карточки с изображением овощей (фруктов, продуктов) и считают их.
1 вариант. Ведущий показывает карточки и задает вопрос: “Это что? Какая? Сколько?”. Ответивший ребенок получает карточку.
2 вариант. Дети сидят парами и угощают друг-друга.
3 вариант. Звучить осетинская музыка дети танцуют. Когда музыка останавливается дети должны назвать цвет круга.
«Угощаем гостей»
Цель: закрепление, контроль пройденного материала по осетинскому языку; развивать монологическую и диалогическую речи на осетинском языке; активизировать словарный запас;
Ход игры. Участвуют 6-7 игроков. Ведущий распределяет роли, затем дается задание позвать за стол, угостить гостей. Игру можно одновременно проводить с несколькими детьми, в форме развивающего диалога.
1. Ребенку предлагается позвать за стол гостей
2. Затем ребенку дается задание угостить гостей.
Методическая литература:
1. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей – 1 – 7 лет».
2. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз – дидактика».
3. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»
4. Михайленко Н., Короткова Н. «Взаимодействие взрослого с детьми в игре».
5. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей».