Рябышева Виктория
Консультация для педагогов «Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ
Основной линией в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий, что позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок и исключая возникновение неврозов. В центре внимания находится личностно ориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития.
Публикация «Консультация для педагогов „Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Вниманию педагогического сообщества представлен модульный принцип организации педагогического процесса, который используется в работе воспитателя, особенно активно в развитии мелкой моторики воспитанников. Как всякий законченный узел, модуль имеет начало (завязку, основную часть и завершение – заключение – итоговое занятие. Хочется подчеркнуть, что внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает детский сад. Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью педагогического процесса, и не увеличивают общую нагрузку на детей.
Отличие модуля от цикла занятий :
в модуль включаются занятия по всем видам деятельности, а цикл, как правило, организуется в пределах одного вида деятельности;
в модуле практически все занятия являются комплексными;
термину «занятие» возвращается исходный смысл, т. к. дети все время заняты (вплоть до бытового разговора в повседневной деятельности); тем самым слово «занятие» перестает быть синонимом урока;
модуль в отличие от цикла имеет сюжет, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более);
в модуле педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей;
деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, потому что эти знания совершенно реально понадобится им сегодня или в ближайшем будущем;
в модульной системе обучения все занятия объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет, делает педагогическй процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре.
Воспитательная ценность модуля заключается в том, что он позволяет охватить все стороны воспитания.
Прежде всего необходимо составить перспективное планирование, которое включает в себя серию занятий по развитию мелкой моторики рук. На всех занятиях дети работают с большим интересом. Этому способствует игровая ситуация, развивающаяся на протяжении всего модуля. На занятиях модуля решаются различные взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны развития ребенка. В главном сюжете модуля появляется игрушка «Перчаточка». Вдруг она оживает и становится «говорящим». Ему хочется больше узнать о себе самом и найти друзей; он просит помочь детей ему в этом. Дети видят реальную цель – помочь Перчаточке найти друзей, побольше показать герою о нем самом с помощью рук, это способствует формированию целеполагания и, как следствие, более осознанному восприятию знаний.
В данном модуле представлена следующая серия занятий:
1. «Как появилась Перчаточка»
2. «Где растут фрукты»
3. «Что нужно фруктом для хорошего роста»
4. «Какие фрукты можно увидеть на дереве»
5. «Собираем и считаем хороший урожай»
6. «Что происходит с фруктами в разное время года»
7. «Осенний натюрморт»
8. «Осенняя ярмарка»
9. «Перчаточка и его друзья угощают ребят»
10. Придумывание сказки и оформление книги детьми «Как Перчаточка нашла себе друзей».
Хочется отметить, что серия занятий, включенная в модуль, прежде всего, направлена на развитие мелкой моторики рук. Применяя различные формы организации, методы и приемы преподавания развития мелкой моторики и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний протекает более интересно, живо и без утомления дошкольников. Чтобы деятельность на занятии была более продуктивной и интересной необходимо включать такие формы работы, как: мини сказки-загадки, драматизации, наблюдения, экскурсии, беседы, опытно-экспериментальную деятельность, конкурсы: «хорошо-плохо», «вредно-полезно», «что сначала-что потом», «определи на вкус», т. д. Оформление совместно с детьми альбомов по темам модуля.
Как показывает практика, качественная реализация задач, развития мелкой моторики рук детей в ДОУ возможна только на основе комплексного подхода. Задачи развития мелкой моторики через игру в рамках модуля решаться не только на всех видах занятий в детском саду, но и в процессе совместной деятельности детей с взрослыми – специалистами ДОУ, а также в процессе самостоятельной деятельности дошкольников.
В этой связи организация комплексного взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ становится важным условием создания единого образовательного пространства для воспитанников.
Главными помощниками в реализации модуля являются родители, т. к. именно они оказывает решающее воздействие на ребенка. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по развитию мелкой моторики, значительно дополняют работу дошкольного учреждения в этом направлении. Необходимо оказывать родителям необходимую методическую помощь по вопросам создания развивающей среды в семье и адекватного семейного воспитания ребенка.
Модульная технология, применяемая в работе воспитателя, помогает целенаправленно управлять специально организованным процессом развития мелкой моторики рук дошкольников и получить высокие результаты. Работа, проводимая по развитию мелкой моторики рук, поможет максимально соответственно возрасту развить воспитанников, познанию окружающего мира, что станет надежным фундаментом для дальнейшего обучения и воспитания детей в условиях школы.