Виктория Евдокимова
Консультация для педагогов «Использование техники «бумагопластика» в развитии связной речи у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 3 «Тополек»
муниципального образования город-курорт Геленджик
Консультация для педагогов логопедических групп
по теме: «Использование техники «бумагопластика» в развитии связной речи у детей с ОНР»
Воспитатель: Евдокимова В. В.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование техники „бумагопластика“ в развитии связной речи у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Проблемы связанные с развитием связной речи у детей с ОНР, являются центральной задачей воспитания детей группы компенсирующей направленности. Общее недоразвитие речи одна из наиболее распространенных речевых патологий у детей дошкольного возраста. Характеризуется стойкими нарушениями в развитии почти всех речевых функций. Возникает недопонимание речи окружающих. Ребёнок имеет ряд сопутствующих нарушений в мыслительной, познавательной, а также двигательной сферах.
Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общего развития. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребёнка, его социализации, во многом определяет успешность обучения в школе. Для развития связной речи нужно создавать специальные условия, соответствующую среду и интересно организовывать жизнь и досуг ребёнка.
Следует помнить, что для развития связной речи детей, необходимо:
- создавать условия для развития эмоционального общения с ребёнком
- проводить совместные мероприятия (игры, развлечения, праздники, театральные постановки)
- знакомить детей с художественной литературой
- разучивать стихи, загадки, песни и т. д.
- развивать мелкую моторику детей (используя конструктор, пазлы, настольные игры и т. д.)
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учёными доказано, что развитие речи ребенка неразрывно связанно с развитием мелкой моторики. Поэтому от степени развития движений пальцев рук зависит уровень развития связной речи.
Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи. Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи - это один из важных факторов, позволяющих системно воздействовать на двигательные и речевые компоненты дошкольника. Однако в мире современных технологий значительное место в досуге дошкольника занимают экранные средства (компьютер, просмотр телевизионных программ, видеоигры) что создает дефицит эмоционального общения детей, снижает речевую активность, отрицательно влияет на формирование связной речи. Происходит замещение сенсорного опыта детей виртуальными и визуальными образами, а ручной труд, конструирование и бумагопластика порой отнесены на задний план или носят редкий и эпизодический характер.
Как и каким образом можно развивать мелкую моторику ребенка, чтоб это было увлекательно и интересно -O- Это очень многогранный вопрос и у педагогов есть много различных способов для решения этой задачи. Лично для себя я нашла один из интересных и эффективных способов развития мелкой моторики детей это – БУМАГОПЛАСТИКА.
Бумагопластика - один из самых простых, доступных и увлекательных способов работы с детьми.
Бумагопластика - это искусство моделирования из бумаги, объёмных и плоскостных фигур и предметов.
Бумагопластика - является одним из видов продуктивной деятельности, способствующей развитию мелкой моторики.
Существуют самые различные виды бумагопластики: плоскостная и объемная аппликация, квиллинг, торцевание, оригами и многое другое. Все эти виды широко используются воспитателями в работе с детьми.
Для себя я выбрала художественную бумагопластику с использованием различных видов бумаги.
С чего мы начинали знакомство с бумагопластикой.
- история появления бумаги
На чем раньше писали и рисовали? (глиняные таблички, береста, рисовая бумага и т. д.)
- виды бумаги
Какая бумага бывает? (упаковочная, газетная, цветная, гафрированная, бархатная, и т. д.)
- свойства бумаги
Бумага какая? (мягкая, гладкая, шершавая, мнется, режется, намокает и т. д.)
Знакомство с различными техниками бумагопластики:
- сминание (придание нужной формы комочку бумаги)
- обрывание (отрывание маленьких или больших кусочков бумаги и складывыание их в мозайку)
- скатывание (скатывание больших или маленьких комочков)
- скручивание («жгутики», «канатики»)
После освоения детьми различных техник в бумагопластике мы приступаем к изучению технологических карт и изготовлению простых, плоскостных открыток, а после и объёмных поделок.
При изготовлении поделок необходима предшествующая и предварительная работа:
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• отгадывание загадок;
• наблюдения;
• знакомство с технологическими картами;
После знакомства с порядком изготовления поделки, дети приступают к работе. По ходу выполнения работы я, как воспитатель выступаю в роли координатора и наблюдателя. Дети комментируют свои действия и в конце рассказывают о своей поделке или открытке.
В ходе работы происходит обогащение словаря специальными терминами: угол, сторона, сгиб, треугольник, ромб, квадрат и т. д. В процессе конструирования и работы с технологическими картами у детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словами и перевод их значения в практическую деятельность, что развивает внимание м память.
В ходе работы с бумагой, опытным путём мы с детьми выяснили, что фольга – это самый прочный и пластичный материал и из него удобно создавать объёмные фигуры и композиции, применяя все изученные техники.
Свои работы в технике бумагопластика мы используем не только для поздравительных и тематических открыток, но и в театральной деятельности: для оформления театральных постановок, декораций, изготовление различных персонажей к сказкам.
Подготовка к спектаклю, это не быстрая работа и занимает несколько этапов:
• выбор сказки
• чтение и пересказ сказки
• обсуждение и изготовление атрибутов (фон, декорации, персонажи)
• распределение ролей
• работа с родителями
Техника бумагопластика благотворно влияет на развитие мелкой моторики детей, развивает внимание и память. Использование изготовленных работ в театрализованной деятельности развивает интерес детей к данному виду деятельности, что безусловно усиливает и закрепляет работу по развитию связной речи у детей с ОНР.