Наталья Горбунова
Консультация для педагогов «Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»
МБДОУ д/с № 9 г. Горячий ключ
Воспитатель логопедической гр. :
Горбунова Н. И.
Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Согласно федеральной образовательной программе (ФОП ДО) работа с детьми проводится таким образом, что интеграция образовательных областей прослеживается не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимных моментах.
Режимные моменты — это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ.
При планировании режимных моментов следует обратить внимание:
• Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие личностных качеств и ценностей ребёнка.
• Организация каждого из режимных моментов должно обеспечивать всестороннее развитие ребёнка.
• В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство задач образовательного процесса и планироваться зона ближайшего развития детей дошкольного возраста
• Организация режимных моментов должна «строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей».
Режимные моменты планируются как в первой, так и во второй половине дня.
Грамотная организация работы по развитию речи в ходе совместной деятельности в режимных моментах даёт огромные возможности для интеграции образовательных областей.
Работа воспитателя, младшего воспитателя, учителя – логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя тесно переплетается: иногда работа воспитателя предшествует занятиям специалистов, обеспечивая необходимую и мотивационную базу для формирования правильной речи, познавательной, коммуникативной деятельности.
В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на коррекционных занятиях у специалистов.
Закрепление усвоенных речевых умений у детей с нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов (одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д). Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.
Задачи воспитателя в режимных моментах
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика:
Самое главное - это создать активные речевые ситуации, поднять хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на весь день. Пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать.
Если ребенок стеснителен, застенчив и не может самостоятельно выбрать себе занятие, можно помочь ему: подойти к играющим детям, предложить игры, игрушки или дать ему какое-либо конкретное поручение.
Необходимо с детьми проводить общие групповые беседы по лексическим темам. А также рассматривать предметные картинки.
Следующим обязательным этапом должны быть артикуляционные, пальчиковые игры, игры на развитие всех высших психических функций. В этот отрезок времени можно провести индивидуальную работу по:
• отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет (по рекомендациям специалистов);
• автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках, скороговорках, стихах);
• поиграть в игры на развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия.
Во время утренней гимнастики воспитатель проводит дыхательную гимнастику, коррекционные задания для развития восприятия, внимания, памяти, запоминание словесной инструкции педагога, которая постепенно усложняется.
Подготовка к завтраку, обеду, полднику.
Организация умывания проводится постепенно. Здесь нужно напомнить детям правила поведения в умывальной комнате. Обращать внимание и на действия детей. Они должны закатать рукава, (здесь происходит развитие мелкой моторики, намыливать руки (самомассаж кистей и пальцев рук мылом, вытирать руки полотенцем насухо (самомассаж кистей и пальцев рук полотенцем). Воспитателем используется ознакомление с малыми формами художественного слова (стишки, пословицы, поговорки, потешки). Эти процедуры проводятся в спокойной, доброжелательной обстановке.
При организации завтрака, обеда, полдника младший воспитатель обращать внимание детей на то, как накрыты столы, вместе с детьми даёт оценку детям-дежурным. Здесь происходит правильное использование лексики, связанное с понятием посуда и ее виды, использование в речи словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных, составление краткого отчета о дежурстве.
Подготовка к НОД:
При подготовке к НОД необходимо включать задания для закрепления речевых навыков и умений, правильное называние принадлежностей материалов, которые используются на занятиях и действий, проводимых с их помощью, описание свойств материалов, физкультминутки с пальчиковыми играми; игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Проводится работа по отработке поставленных звуков в речи, на развития памяти, внимания, мышления, восприятия.
Подготовка к прогулке, прогулка:
В данном режимном моменте формирую у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решаем круг образовательных и коррекционных задач : название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Помощник воспитателя принимает непосредственное участие.
В процессе прогулки способствую организации детьми интересной и разнообразной деятельности. В индивидуальных беседах с детьми отрабатываем задания по автоматизации поставленных звуков в речи ребёнка, а так же развиваем все высшие психические функции.
На вечерней прогулке в присутствии ребенка можно проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, даю рекомендации на что необходимо обратить внимание.
Подготовка ко сну, дневной сон:
После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании обращаю внимание, на то, как дети складывают вещи (идет активизация словаря). В спальне должна быть спокойная обстановка. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну поможет спокойная музыка или чтение художественной литературы по лексической теме.
Подъем:
После сна провожу с детьми бодрящую гимнастику. В комплексы бодрящих гимнастик нужно включить упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики.
Игры (дидактические, подвижные, театрализованные и сюжетно-ролевые) :
В данном режимном моменте можно предложить задания для закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях. Закрепление употребления конструкции с предлогами : в, на, за, под. Совершенствования составлять рассказ по сюжетным картинкам. Согласование речи и движений (подвижные игры).
Выразительное произнесение текстов знакомых сказок, стихотворений (театрализованные игры). Планирование с помощью речи последовательности действий при возведении построек, составление рассказа об игре (сюжетно-ролевая). Задания для развития моторики: выполнение заданий с разрезными картинками, складных кубиков, мозаики, геометрического конструктора. Сооружение коллективных построек.
Индивидуальные занятия:
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.
Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, по лексическим темам. Можно предложить детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Т ем самым обеспечивается не только отработка общих для всей группы задач по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-развивающая работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Речевое дыхание.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя обучение умению распределять выдох в процессе речи и осуществлять «добор» воздуха в процессе речи.
На музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем при подборе репертуара и стихов учитываем особенности произношения, исключая дефектно произносимые звуки.
При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала учим и только после этого можно переходить к тренировочным упражнениям.
Звукопроизношение. По заданию логопеда подбираю необходимый материал для детей с учетом речевых проблем данного ребенка. На занятии по подготовке к освоению грамоты каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками, которые они в настоящее время исправляют у логопеда. Регулярно отслеживаю динамику звукопроизношения у всех детей или у какого-то конкретного ребенка.
В результате наблюдений, я даю ребенку речевой материал, который ему под силу. Воспитатель при подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Стараться добиваться правильного произношения поставленных звуков и полного ответа на поставленный вопрос.
Провожу индивидуальные занятия в виде игр на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия и др.
Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в детском саду, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами. Необходимо учитывать ценности и планировать зону ближайшего развития каждого ребенка.
Конечная цель коррекционной работы : воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.
Взаимосвязь в работе всех специалистов, взаимодействующих, с детьми с нарушением речи дошкольного возраста позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки.