Татьяна Плешкова
Консультация для педагогов «Я сам»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная теория личности рассматривает самостоятельность как стержневое, интегральное личностное качество. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие самостоятельности как значимого личностного качества в период дошкольного детства связано с освоением ребенком разнообразных видов детской деятельности. Особую роль при этом в развитии самостоятельности играет детская трудовая деятельность.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В работах известного отечественного психолога Б. Г. Ананьева была высказана мысль, что труд - основной фактор развития личности не только взрослого, но и дошкольника. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных трудовых действиях по самообслуживанию, где появляется знаменитое «Я сам!» как проявление самостоятельности, определенной автономности от взрослого.
Психологи подчеркивают, что повседневная жизнь дошкольника требует включения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Отсутствие таких связей оказывается ущербным для детской личности. В трудовой деятельности дошкольника возникает иной характер социальных связей со взрослыми и сверстниками, основанный на отношениях взаимной ответственности, что важно для освоения в дальнейшем новой социальной позиции школьника, восхождения к общечеловеческой ценности труда.
Как помочь ребенку-дошкольнику войти в реальные трудовые связи с близкими в современном мире, где трудовая деятельность столь сложна, а взрослые могут и должны его содержать материально?
Как воспитать ребенка трудолюбивым охотно включающимся в посильную трудовую деятельность, а не потребителем ценностей, созданных чужим трудом?
Прежде всего, надо понимать, что труд ребенка-дошкольника своеобразен. В силу возрастных особенностей ребенок дошкольного возраста не может, как взрослый создать материальные и духовные ценности, трудиться профессионально. Значение детского труда - в его воспитательном воздействии на личность ребенка.
Вместе с тем уже младший дошкольник может сам одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Более старший дошкольники способны вымыть чайную посуду, накрыть на стол, выстирать носки, сделать несложную поделку из бумаги, ухаживать за комнатными растениями и некоторыми домашними животными. Довольно много может сделать дошкольник в детском саду и дома. Если он умелый и качественно выполняет работу, результаты его труда полезны для окружающих.
Труд становится привлекательным для ребенка, когда содержание трудовой деятельности соответствует потребностям его возрастного развития, внутренним предпосылкам детской активности, когда он для ребенка посилен по физическим нагрузкам. Труд тем привлекательнее, чем полнее в нем происходит самореализация, самовыражение и самоутверждение «Я» ребенка, применение имеющихся сил, знаний, умений и способностей.
Удовлетворяя свойственное дошкольнику стремление к самостоятельности, определенной независимости, ребенок добровольно берет на себя элементарные обязанности по самообслуживанию, освобождая от них взрослых, проявляя заботу о сверстниках и малышах. Тем самым личность дошкольника начинает проявляться, используя термин известного отечественного психолога А. Б. Петровского, через «вклады в других людей», то есть те изменения в их жизни, которые ребенок производит своими действиями, поступками. В итоге обеспечивается освоение социально-ценностного способа взаимодействия с окружающими, проявление детской индивидуальности, в многоплановой деятельности и общение ребенка со взрослыми и детьми.
Освоение позиции субъекта детского требует специальной
педагогической технологии, существенно отличающейся от
традиционной методики формирования трудовых навыков. Суть ее в
формировании операционально-технических способов
осуществления микро и целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка.
Педагогическая технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи выстраивается как поэтапная. Конструирование педагогического процесса осуществляется на основе методики взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания: формирование системным знаний о предметном мире и трудовой деятельности взрослых; обучение детей целостным трудовым процессам; детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни детского сада и семьи.
Первый шаг при вхождении ребенка в реальные трудовые связи - приобщение к современному миру, приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых.
Второй шаг - освоение позиции субъекта детского труда -связан с обучением целостным трудовым процессам. Подчеркнем, трудовое обучение по данной методике направлено на освоение трудовых процессов в целом.
Третий шаг в процессе приобщения к труду как ценности связан с дальнейшим освоением позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского сада и семьи. Руководство взрослыми детской деятельностью направлено здесь на приобретение навыков и умений решения житейских задач, самоутверждение, формирование «образа себя», осознание своих возможностей и способностей для проявления творческой индивидуальности.