Ирина Сердюкова
Консультация для педагогов «Использования дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Использования дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Как известно, ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Она пронизывает всю жизнь ребенка, способствуя его физическому и духовному здоровью, а также является источником большого количества информации и методом обучения и воспитания. С помощью игры создаются условия, которые так необходимы для развития творческих способностей и всестороннего развития детей.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, создающих основу любого обучения. Каждая дидактическая игра обязательно должна содержать обучающие задачи, которыми руководствуются взрослые. При создании какой-либо дидактической игры, данные задачи переносят в занимательную для детей форму. Поэтому активное участие, а тем более выигрыш в дидактической игре напрямую зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, заложенными в обучающей задаче. Все это побуждает ребенка быть более внимательным, запоминать и сравнивать, классифицировать, уточнять свои имеющиеся знания. Таким образом, дидактическая игра помогает детям приобрести новый опыт в легкой, непринужденной форме.
Для сенсорного воспитания детей наиболее часто используются следующие виды дидактических игр :
· Игры – поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д.).
· Игры с прятаньем и поиском, основанные на неожиданном появлении или исчезновении предметов, процессам их поиска и нахождения.
· Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие дошкольников своей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
· Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций.
· Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше».
· Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (цвет).
Для того чтобы дети младшего дошкольного возраста лучше усваивали новые и закрепляли старые знания, необходимо включать игры практически в любую образовательную деятельность. Также можно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
При проведении дидактических игр с младшими дошкольниками необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
1. У детей данного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому правильней будет объединить объяснение правил с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, сообщать их сразу не следует.
2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
3. Необходимо учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно разными способами обследовать и активно действовать с ним.
6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. В связи с этим рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
7. Когда воспитатель объясняет правила игры, ему нужно обращать свой взгляд на каждого играющего, чтобы ребенку казалось, что это именно ему рассказывают об игре.
8. Для того чтобы игра проходила более успешно, педагог готовит детей к ней : обязательно до этого знакомит их с предметами, использующимися в игре, их свойствами, изображениями на картинках.
9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.
10. Интерес к игре будет усиливаться, если воспитатель предложит детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что при помощи дидактических игр в образовательном процессе, формируется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети младшего дошкольного возраста играют, не подозревая, о том, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать положительные эмоции. Ребенок радуется своим достижениям, умению произнести слово, тому, что узнал что-то новое, научился что-то делать, добился результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залoгом успешного развития детей на ступени младшего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, а также расширить его кругозор. Способствует формированию личности.