Светлана Чернышева
Консультация для педагогов «Использование квест-игры как одной из современных технологий экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружа-ющим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников. При работе появля-ется следующая проблема: какие педагогические технологии экологического образования у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать осознанно – правильному отношению к природе.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование квест-игры как одной из современных технологий экологического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологические квесты
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из технологий является игровая технология. Строится как целостное экологическое образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно:
• Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характер-ные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• Группы игр на обобщение экологических терминов;
• Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каж-дого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.
Одной из таких форм является квест. Что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам?
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выпол-нялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и деся-тилетия.
Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали вне-дрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно но-вое, молодое нововведение, но несмотря на это оно уверенно набирает обо-роты и становится популярным и востребованным направлением.
Квест (англ. quest) – поиск, приключение или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представ-ляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым иг-роком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных уси-лий. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в дру-гие помещения детского сада, так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следу-ющего, что является эффективным средством повышения двигательной акти-вности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
В образовательном процессе квест - это специально организованный вид ис-следовательской деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск инфо-рмации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий. Это - своего рода проблема, которая ставится пе-ред участниками, где они должны реализовать определенные задачи. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные, для решения образовательных задач использу-ются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
С помощью квест-игр дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожидан-ности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обу-чающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.
При подготовке и организации образовательных квестов необходимо опре-делить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители, то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это за-интересовать участников. Детей заинтриговать значительно легче, чем взро-слых (родителей, педагогов, поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали нашими партнерами и активными участниками.
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это за-крытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут дви-гаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы: линейные, штурмовые и кольцевые.
В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начи-ная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квес-тах принимают участие не только дети, но и родители. Для составления мар-шрута можно использовать разные варианты :
• Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрован-ное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
• «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разма-тывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
• Карта (схематическое изображение маршрута);
• «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно рас-положены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
• Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выпо-лнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п.
Чаще всего используются в работе с детьми линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой то-чке, на конечной станции.
Штурмовые квесты хорошо проходят в младшем возрасте, т. к. могут прово-диться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать разное прост-ранство. Особенностью таких квестов является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут быть элементарные задания такие как: найди спрятанные игрушки в группе; найди геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их зара-нее надо повесит в разных участках группового помещения, из которых потом можно сделать аппликацию и т. д.
Кольцевые квесты очень похожи на линейные, только они начинаются и зака-нчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последователь-ности.
Квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их фи-зические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отно-шения. А еще немаловажным является то, что родители становятся -участни-ками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются довери-тельные взаимоотношения детский сад-семья.