Валентина Дудырева
Консультация для педагогов «Интеллектуальное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Девиз работы по интеллектуальному развитию «Развиваем, воспитываем, играем».
Период раннего дошкольного развития малыша очень важен. На этом этапе он приобретает навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Чтобы направлять его физическое, эмоциональное, психическое развитие в нужное русло, педагоги и родители должны обеспечивать его необходимыми нагрузками. Действуя в мире, ребенок становится творцом своих знаний. Его мышление поначалу включает в себя простые понятия, умозаключения, выводы, суждения. Именно в игре ребенок учится таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация. Логическое мышление формируется в течение всего дошкольного возраста. Это более сложный вид мышления, требующий операций со схемами в уме. Играя с ребенком, постоянно общаясь с ним, можно ускорить процесс формирования логического мышления. Очень важно не навредить ребенку, использовать в работе для развития детского познавательного потенциала, с помощью интересных и новых технологий, интеграции технологий ТРИЗ, актуальных методов и приемов для данного возраста. В работе я использую опыт работы многих ведущих специалистов и работы Л. С. Выготского, В Горбачева, Н. Ю. Анашина, С Котор.
Публикация «Консультация для педагогов „Интеллектуальное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цели развития интеллектуальных игр в работе очень многогранны, но самая важная это: расширить знания детей об окружающем мире : систематизировать знания о человеке и его жилище, человек и результат его труда, человек и растительный мир, животный мир. Сформировать у детей интерес к поисковой деятельности, требующей использование знаний и умений в новой ситуации, для решения игровых задач. Формировать основы нравственного поведения в кругу сверстников, побуждать к проявлению внимания, сочувствия и желания помочь. Малыши имеют наглядно-действенное мышление и основополагающей задачей является: научить детей активно использовать предметно-практические орудийные действия.
Актуальность применения развивающих игр для детей с 2-3 лет.
Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Знания не должны быть получены в готовом виде, они должны быть результатом исследовательской деятельности. Применение развивающих игр позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Перед педагогами стоят важные задачи : - активизация познавательной деятельности детей через игровые действия
- создание мотивационных установок на проявление творчества;
- создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
-формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов,
-развивать способность быстро входить в новые предметные области;
-развивать умение анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы никогда прежде не встречавшиеся;
-адаптировать к динамичной картине мира;
-развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью.
Очень важно знать особенности познавательной деятельности малышей.
Особенности развития детей. 3 года
Идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания;
распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно;
малыш ещё не может быть внимательным как таковым;
внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах: ребёнок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается читать «букварь», играет, увлеченно рисует. Способность управлять вниманием крайне невелика;
сложно направить его на предмет посредством словесных указаний;
для переключения требуется снова и снова повторять инструкцию;
объём включает в себя не более 5 объектов;
удержание возможно на протяжении всего 7-8 минут;
носит непроизвольный характер;
устойчивость зависит прежде всего от характера деятельности: на неё негативно влияет импульсивность малыша, капризное и безудержное желание тотчас получить нужный ему предмет, сделать что-то, ответить.
Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз.
Использование развивающих игр в своей работе, приведет к хорошим результатам в развитии каждого малыша :
Объём. возможно одновременно сконцентрироваться на нескольких предметах, и удержать их в уме.
Концентрация и устойчивость. Достаточны, долго сохранять внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь, невозможно.
Избирательность. Дети могут сосредоточиться на нужной части материала, необходимой для решения той или иной задачи, поставленной перед ними.
Переключаемость. Высокое развитие, переходить с одного вида какой-нибудь деятельности на другой.
Распределение. Ребёнок сможет одновременно заниматься несколькими делами.
Произвольность. Дети могут сосредоточить внимание, если от него это потребуют.
Мелкая моторика формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
В развивающей игре появляется цель, изначально заложенный смысл – она становится продуктивной деятельностью. Профессионализм воспитателя как мастера игры позволяет воспитателю включать в детскую жизнь новые знания.