Юлия Журавлёва
Консультация для педагогов «Игровые приемы для формирования речевых и психомоторных компонентов у детей с ТНР»
▼ Скачать +Заказ
Сл. 1 Многие специалисты отмечают, что за последние годы наряду с речевыми отклонениями наблюдается рост количества дошкольников с нарушениями тех или иных компонентов психомоторной сферы.
Сл. 2 Психомоторика – это мозговая организация психических процессов : внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются главными и определяющими успешность развития и обучения ребёнка.
Публикация «Консультация для педагогов „Игровые приемы для формирования речевых и психомоторных компонентов у детей с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Для таких детей характерна плохая переключаемость действий, несформированность пространственных представлений, чувства ритма, недостаточность развития моторных функций, нарушения координации движений, слабость протекания психических процессов. Недоразвитие психомоторики приводит к определенным трудностям в обучении. В связи с этим работу по преодолению нарушений речи и психомоторики необходимо проводить еще в дошкольном детстве.
СЛ. 3 Цели нашей работы в этом направлении: развитие и коррекция сенсорных процессов, психомоторики, познавательной деятельности; формирование пространственных представлений; развитие умений и навыков, организации контроля и самоконтроля. эффективность учебно-познавательной деятельности детей, реализуются в задачах:
- Способствовать развитию самоконтроля над поведением, эмоциями, речью, движениями.
- Снимать психоэмоциональное напряжение и чувство тревоги.
- Развивать межполушарное взаимодействие.
- Развивать зрительно-моторную координацию;
- Развивать вестибулярный аппарат;
- Формировать ориентировку в собственном теле, а также формировать пространственные представления.
Существует двусторонняя связь между речью и игрой : с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Через специально подобранные игровые упражнения по развитию психомоторики оказывать коррекционное воздействие на развитие высших психических функций и как «вершины» речи и интеллекта детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Признавая необходимость комплексного воздействия на ребёнка с нарушением речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии и воспитании личности и речи.
В работе по данному направлению и решению поставленных задач эффективно применение следующих игровых упражнений :
СЛ,4
• Кинезиологические упражнения – комплекс упражнений на развитие межполушарного воздействия, способствующий активизации мыслительной деятельности. развитие мелкой моторики; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.
Сл. 5
• Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Сл. 6
• Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов : памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.
Сл. 7
• Играх с песком и водой Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика, а также совершенствуется предметно-игровая деятельность.
Эффект песочной терапии:
-позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
- образного мышления;
- тактильной чувствительности;
- зрительно – моторной координации;
- ориентировки в пространстве;
- сенсомоторного восприятия.
В играх с песком у детей появляется положительный настрой и интерес к занятиям, а также повышение речевой мотивации общения у детей, что помогает эффективно работать с детьми по коррекции речевых нарушений, а именно: развитие произносительных умений и навыков, пополнение и активизация словарного запаса, коррекция грамматического строя и связной речи, повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук.
Сл. 8 Всем детям нравятся игры на полу. Если бы выбирали только дети, они бы большинство своих игр перенесли именно на пол. Это пространство кажется им наиболее комфортным и располагающим для игр. Играя на полу, любой ребенок чувствует себя раскрепощено.
Сл. 9 «Напольные дидактические игры», которые е игры дают образовательный эффект: позволяют в непринужденной эмоционально-позитивной обстановке
развивать общение между детьми, воспитывают у них саморегуляцию, нравственные чувства, приучают действовать по правилам.
Сл. 10 В процессе напольных игр:
- Развивается моторика рук и ног.
- Развивается ориентировка в пространстве
- Укрепляется мышечная система организма.
- Развивается опорно-двигательный аппарат.
- Развивается память, мышление, фантазия, реакция ребенка.
Таким образом, использование игровых технологий помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.
Сл. 11