Лариса Семенчик
Консультация для педагогов и родителей «Нарушения в развитии психомоторных функций у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения в развитии психомоторных функций у детей
НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПСИХОМОТОРНЫХ
ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ.
Моторика (от лат. motor-приводящий в движение) - двигательная активность организма, отдельных его органов и их частей. Психомоторика - совокупность сознательно управляемых действий. Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Нарушения в развитии психомоторных функций у детей“» размещена в разделах
Эта связь так сильна, а нарушения психического развития создают такие многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, что определение «психомоторное развитие» используется как в отношении нормы, так и патологии (М. И. Лохов).
Движения ребенка и восприятие им различных ощущений
(зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, кинестетических
ощущений и др.) на начальных этапах развития являются средством
познания окружающего мира, на более элементарном уровне, чем
интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного
развития осуществляется неполный или неправильный анализ
ощущений различных модальностей. Ребенок, нормально развиваю-
щийся в психомоторном отношении проходит несколько этапов.
Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции
с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности,
которая понимается как целенаправленое и планируемое восприятие и
преобразование действительности с помощью действий.
В сознательную деятельность включается вторая сигнальная
система, которая совершенствует деятельность и развитие ребенка.
У большинства детей дошкольного возраста, специальными
исследованиями, выявлена недостаточная сформированность моторных
функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой пато-
логией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого
раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двига-
тельной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже
возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть,
стоять и т. д., у них с запозданием формируются локомоторные функции
(лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку
у них формирования манипулятивных действий с игрушками, труд-
ности в овладении навыками самообслуживания и др.
Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией
к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не
проявляется в двигательном поведении ребенка.
В большинстве же случаев, что показательно, отставание в развитии
двигательной сферы наблюдается не только в дошкольном возрасте,
но и на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе. Более того,
недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы
закрепляются и остаются на всю жизнь.
Результаты исследований двигательной сферы детей показы-
вают, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается
во всех компонентах моторики: в общей (крупной, в лицевой и
артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук,-
на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности
в регуляции и контроле произвольных движений.
Несформированность крупной (грубой) моторики (движения
рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела
при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной
точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физи-
ческих (гимнастических) упражнений и трудовых операций как по показу,
так и по словесной инструкции.
Несовершенство тонкой (мелкой) моторики, недостаточная
координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или
плохой сформированности навыков самообслуживания, например:
когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают
пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь,
завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми
приборами и т. д.
Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики про-
является в бедности, невыразительности мимических движений, в
нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности,
невнятности речи.
Выявлено различное состояние моторной функции. У части
детей наблюдается опережение моторного развития, у других –
отставание в развитии моторных функций. По состоянию моторики
можно выделить четыре группы детей дошкольного возраста
(Г. А. Волкова):
• первая группа - нарушения темпа, ритма, мимического тонуса,
ориентировки и коллективного взаимодействия, при этом
внимание и активность не нарушены, недочеты моторики
быстро корректируются.
. вторая группа - отсутствие ловкости, быстроты, точности, темп
замедленный, внимание вялое, активность пробуждается постепенно,
инициативы почти нет, усвоение знаний требует дополнительной
переработки, работа над растормаживанием мышечного
напряжения и улучшением координации движений не дает хороших
результатов, могут иметь место случаи легкой моторной отсталости.
. третья группа - сильная мышечная заторможенность, вытянутое
палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулак
пальцы, отсутствие сгибания при движении рук и минимальное
сгибание одной руки или качание вытянутых рук, особенно
сильна заторможенность шеи и плеч, работа с этими детьми требуется
и коллективная и индивидуальная, дети часто отказываются от кол-
лективных игр, предпочитают играть в одиночку, играют с серьезным
лицом, не проявляя никаких эмоций, отказываются от активных
ролей, сроки работы длительные.
. четвертая группа - моторно-возбудимые, с изобилием бесцельных
движений, производимых в быстром темпе, спокойное положение
для них трудновыполнимо, в коллективной игре не ждут своей
очереди, стремятся к беспрерывным движениям, мышечный тонус
сильно напряжен, наблюдается повышенное эмоциональное отно-
шение к игре, подвижные игры действуют крайне возбуждающе,
активность чрезвычайно повышена, готовы все сделать за других,
вмешиваются в чужую игру, проявляют агрессивность, стремятся
получить руководящую роль, работа требуется длительная, резуль-
таты не всегда положительны.
Довольно часто моторные нарушения находятся в прямой
зависимости от таких процессов как неустойчивость внимания, недоста-
точная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка
или его заторможенность.
Наличие особеностей в психомоторике большинства детей
свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития рече-
вой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между
речевой системой (не только ее моторным компонентом) и двигательной
системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка.
Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние
на весь организм, но особенно велико влияние проприоцептивной
афферентации на деятельность мозга, на его функциональное состояние.