Приложение МААМ

«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов

Ольга Удалова
«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Все мы часто сталкиваемся с проблемами произношения у детей. Считаю,что появление этих проблем даже у здоровых детей часто связано со слабым тонусом слуха. Мы знаем, что любая способность развивается только в соответствующей деятельности, а при отсутствии такой деятельности - угасает. Это происходит со слуховой способностью наших детей. Детям практически не ставят задач "прислушаться", "напрячь слух", "сосредоточить слух". А в школе как раз эти умения будут нужны. Предлагаю серьезно относиться в формированию навыка слухового сосредоточения с самого раннего детства.

Публикация «„Роль слухового восприятия в развитии речи детей“, Консультация для родителей и педагогов» размещена в разделах

Консультация "Роль слухового восприятия в развитии речи детей"

Автор: Удалова О. С. музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ "ДСОВ №1" г. Братска Иркутской обл.

Уважаемые родители и педагоги!

Наш разговор сегодня пойдет о значении развития слуха детей.

Некоторые родители считают, что если их ребенок слышит нормально, то в развитии слуховой функции нет никакой особой необходимости.

Между тем, для становления речи важным условием является правильная организация слуховой деятельности.

Каждый из вас, надеюсь, согласится, что ребенку необходимо своевременное и полноценное овладение речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Однако в течение уже нескольких лет учителя начальных классов отмечают ухудшение состояния речи старших дошкольников на момент поступления в школу. Причем это здоровые дети, не имеющие отклонений в физическом развитии.

Учителя отмечают обеднение словарного запаса детей, пассивность речи, проблему четкого произношения слов.

Педагоги и родители применяют различные способы активизации речевых центров, например, развивают мелкую моторику.

Но стабильное снижение речевой нормы выпускников дошкольных учреждений свидетельствует о недостаточной эффективности используемых методов.

В чём же дело?

Обратимся за разъяснением сложившейся ситуации к специалисту - профессору кафедры логопедии МПГУ Селиверстову В. И.

Он указывает, что решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека имеет развитие вовсе не мелкой моторики, а слухового восприятия.

Действительно, - ведущая роль в становлении речи принадлежит именно слуховому восприятию : ребенок учится говорить, подражая звукам и словам, которые он слышит от других людей!

Не что иное, как слух помогает ребенку контролировать собственное произношение, достигая более точного воспроизведения новых слов.

Особенно значительным для ребёнка становится чистое произношение звуков и слов, ведь на этой основе строится обучение грамоте.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и родители, и воспитатели.

Давайте запомним, что основой точного произношения и базой для успешного изучения как родного, так и иностранного языка является тренированный слух, - то есть слух, способный точно оценивать акустическую информацию.

Сегодня нам надо узнать несколько понятий, которые помогут более осознанно подходить к развитию слухового восприятия ребенка.

Прежде всего, надо помнить, что слух – это сенсорный анализатор.

А развитие сенсорики – это важнейшая часть общего развития ребенка. Интеллект, сообразительность, воображение, мысленные представления, память, умение анализировать - все эти способности возникают в детстве именно на базе впечатлений, полученных органами чувств.

Сенсорная система человека это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кинестетика (чувство равновесия).

Для накопления опыта ребенку нужно, чтобы каждое чувственное впечатление получило словесное обозначение: солнца яркое и круглое; цвет неба голубой; мышка маленькая, а подушка - мягкая.

Так развитие сенсорной сферы обогащает словарный запас ребенка.

Дошкольное детство – это возраст, когда все сенсорные анализаторы интенсивно тренируются.

Наукой давно разработаны специальные игровые тренажеры для разных сенсорных анализаторов. Это развивающие игрушки.

По лексике, которая используется во время игры с такими игрушками, можно определить, на какой сенсорный анализатор направлено развивающее воздействие.

Например, если вы произносите: красный, жёлтый; круглый, треугольный; большой, маленький и тд. - то ваше игровое пособие предназначено для развития способности к анализу зрительных впечатлений, дети тренируются в определении цвета, формы и размера предметов.

Если в вашей речи присутствуют слова : гладкий, шершавый, ребристый, пушистый, твердый, мягкий и тд. - ваша игрушка направлена на развитие осязательной чувствительности.

Бывают занимательные игры для развития обоняния и вкуса : «Отгадай, чем пахнет?» «Отгадай, какой вкус?» Лексика: сладкий, горький, соленый; душистый, резкий, ароматный и т. д.

Если же вы имеете цель улучшить произношение ребенка, то прежде всего необходимо тонизировать его слуховые функции - слуховое восприятие и слуховое внимание.

Для развития слухового восприятия нужны такие игры, чтобы вам приходилось оперировать следующими понятиями: громкий, тихий, громче, тише; звенит, свистит, пищит; шуршащий, протяжный, скрипучий, певучий; высокий или низкий звук, и тд.

Часть этих игр связана с использованием детских музыкальных инструментов, которые позволяют определять основные свойства звука: громкость, длительность, высоту и тембр. Подойдут металлофон, флейта, барабан, цимбалы. Есть ли у вас такие слуховые тренажеры? Помните, что наличие этих игрушек в домашней игротеке ребенка очень важно! Дети любят звучащие предметы и будут рады такому подарку!

Также можно прослушивать с детьми аудиосказки (без визуального ряда) и обращать внимание на звуковые эффекты, характеризовать их.

Применяются и словесные игры, развивающие внутренний слух, закрепляющие слуховые представления : «Назови пять предметов, которые гремят (скрипят, стучат, трещат и т. д.)», «Назови звуки на букву…» - например, на букву «с» начинаются такие звуки как скрип, стук, свист, скрежет, стон и т. д. ; на букву «г» - громыхание, гогот и т. д. ; на «т» - трещит, тарахтит, тинькает, тремолирует и т. д.

Можно строить разные словесные формы, обозначающие аудиальные явления: треск – трещит – трескучий, шелест – шелестит – шелестящий, пение – поет – певучий.

Помните, что задавать ребенку вопросы о звуках нужно так же часто, как и о видимых свойствах предметов (цвете, форме, размере). В этом случае вы можете быть уверены, что формируете у своего малыша активное слуховое восприятие, предотвращая нежелательные эффекты «ленивого слуха».

Желаю вам успеха!

Публикации по теме:

Роль родителей в развитии речи детей Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее.

Консультация для педагогов ДОУ «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Консультация для педагогов ДОУ. Роль детской книги в речевом развитии ребенка. Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с №31 п. Ждановский, Сизова.

Консультация для родителей и педагогов «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей» Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» село Турочак. Консультация для родителей и педагогов «Роль артикуляционной гимнастики.

Консультация для родителей на тему «Роль семьи в развитии речи детей 3–4 лет» Конспект «Родительского часа» и с использованием ИКТ Тема: Цель: обогащение родительских представлений о речевом развитии детей младшего.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: "Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста" В дошкольном возрасте.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей» Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи дошкольника» Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. ТО, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребёнка,.

Консультация: «Роль родителей в развитии художественно — творческих способностей детей.» Роль родителей в развитии художественно - творческих способностей детей. Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников.

Памятка для родителей «Роль дидактических игр в развитии речи детей»Памятка для родителей «Роль дидактических игр в развитии речи детей» Обучение осетинскому языку как народному обладает большими потенциальными возможностями. Основным способом обучения дошкольника развитию.

Роль родителей в развитии речи детей. Роль родителей в развитии речи детей. Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 12:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Удалова (УИ 144093) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД