Ольга Удалова
«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы часто сталкиваемся с проблемами произношения у детей. Считаю,что появление этих проблем даже у здоровых детей часто связано со слабым тонусом слуха. Мы знаем, что любая способность развивается только в соответствующей деятельности, а при отсутствии такой деятельности - угасает. Это происходит со слуховой способностью наших детей. Детям практически не ставят задач "прислушаться", "напрячь слух", "сосредоточить слух". А в школе как раз эти умения будут нужны. Предлагаю серьезно относиться в формированию навыка слухового сосредоточения с самого раннего детства.
Публикация «„Роль слухового восприятия в развитии речи детей“, Консультация для родителей и педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Консультация "Роль слухового восприятия в развитии речи детей"
Автор: Удалова О. С. музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ "ДСОВ №1" г. Братска Иркутской обл.
Уважаемые родители и педагоги!
Наш разговор сегодня пойдет о значении развития слуха детей.
Некоторые родители считают, что если их ребенок слышит нормально, то в развитии слуховой функции нет никакой особой необходимости.
Между тем, для становления речи важным условием является правильная организация слуховой деятельности.
Каждый из вас, надеюсь, согласится, что ребенку необходимо своевременное и полноценное овладение речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Однако в течение уже нескольких лет учителя начальных классов отмечают ухудшение состояния речи старших дошкольников на момент поступления в школу. Причем это здоровые дети, не имеющие отклонений в физическом развитии.
Учителя отмечают обеднение словарного запаса детей, пассивность речи, проблему четкого произношения слов.
Педагоги и родители применяют различные способы активизации речевых центров, например, развивают мелкую моторику.
Но стабильное снижение речевой нормы выпускников дошкольных учреждений свидетельствует о недостаточной эффективности используемых методов.
В чём же дело?
Обратимся за разъяснением сложившейся ситуации к специалисту - профессору кафедры логопедии МПГУ Селиверстову В. И.
Он указывает, что решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека имеет развитие вовсе не мелкой моторики, а слухового восприятия.
Действительно, - ведущая роль в становлении речи принадлежит именно слуховому восприятию : ребенок учится говорить, подражая звукам и словам, которые он слышит от других людей!
Не что иное, как слух помогает ребенку контролировать собственное произношение, достигая более точного воспроизведения новых слов.
Особенно значительным для ребёнка становится чистое произношение звуков и слов, ведь на этой основе строится обучение грамоте.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и родители, и воспитатели.
Давайте запомним, что основой точного произношения и базой для успешного изучения как родного, так и иностранного языка является тренированный слух, - то есть слух, способный точно оценивать акустическую информацию.
Сегодня нам надо узнать несколько понятий, которые помогут более осознанно подходить к развитию слухового восприятия ребенка.
Прежде всего, надо помнить, что слух – это сенсорный анализатор.
А развитие сенсорики – это важнейшая часть общего развития ребенка. Интеллект, сообразительность, воображение, мысленные представления, память, умение анализировать - все эти способности возникают в детстве именно на базе впечатлений, полученных органами чувств.
Сенсорная система человека это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кинестетика (чувство равновесия).
Для накопления опыта ребенку нужно, чтобы каждое чувственное впечатление получило словесное обозначение: солнца яркое и круглое; цвет неба голубой; мышка маленькая, а подушка - мягкая.
Так развитие сенсорной сферы обогащает словарный запас ребенка.
Дошкольное детство – это возраст, когда все сенсорные анализаторы интенсивно тренируются.
Наукой давно разработаны специальные игровые тренажеры для разных сенсорных анализаторов. Это развивающие игрушки.
По лексике, которая используется во время игры с такими игрушками, можно определить, на какой сенсорный анализатор направлено развивающее воздействие.
Например, если вы произносите: красный, жёлтый; круглый, треугольный; большой, маленький и тд. - то ваше игровое пособие предназначено для развития способности к анализу зрительных впечатлений, дети тренируются в определении цвета, формы и размера предметов.
Если в вашей речи присутствуют слова : гладкий, шершавый, ребристый, пушистый, твердый, мягкий и тд. - ваша игрушка направлена на развитие осязательной чувствительности.
Бывают занимательные игры для развития обоняния и вкуса : «Отгадай, чем пахнет?» «Отгадай, какой вкус?» Лексика: сладкий, горький, соленый; душистый, резкий, ароматный и т. д.
Если же вы имеете цель улучшить произношение ребенка, то прежде всего необходимо тонизировать его слуховые функции - слуховое восприятие и слуховое внимание.
Для развития слухового восприятия нужны такие игры, чтобы вам приходилось оперировать следующими понятиями: громкий, тихий, громче, тише; звенит, свистит, пищит; шуршащий, протяжный, скрипучий, певучий; высокий или низкий звук, и тд.
Часть этих игр связана с использованием детских музыкальных инструментов, которые позволяют определять основные свойства звука: громкость, длительность, высоту и тембр. Подойдут металлофон, флейта, барабан, цимбалы. Есть ли у вас такие слуховые тренажеры? Помните, что наличие этих игрушек в домашней игротеке ребенка очень важно! Дети любят звучащие предметы и будут рады такому подарку!
Также можно прослушивать с детьми аудиосказки (без визуального ряда) и обращать внимание на звуковые эффекты, характеризовать их.
Применяются и словесные игры, развивающие внутренний слух, закрепляющие слуховые представления : «Назови пять предметов, которые гремят (скрипят, стучат, трещат и т. д.)», «Назови звуки на букву…» - например, на букву «с» начинаются такие звуки как скрип, стук, свист, скрежет, стон и т. д. ; на букву «г» - громыхание, гогот и т. д. ; на «т» - трещит, тарахтит, тинькает, тремолирует и т. д.
Можно строить разные словесные формы, обозначающие аудиальные явления: треск – трещит – трескучий, шелест – шелестит – шелестящий, пение – поет – певучий.
Помните, что задавать ребенку вопросы о звуках нужно так же часто, как и о видимых свойствах предметов (цвете, форме, размере). В этом случае вы можете быть уверены, что формируете у своего малыша активное слуховое восприятие, предотвращая нежелательные эффекты «ленивого слуха».
Желаю вам успеха!