Елена Киба
Консультация для педагогов и родителей «Нарушения произношения свистящих звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей
«Нарушения произношения свистящих звуков».
Цель:
формирование представлений у педагогов о логопедической работе по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников.
Задачи:
1. Обозначить основные этапы логопедической работы при коррекции звукопроизношения.
2. Выявить особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
3. Показать приёмы работы по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Нарушения произношения свистящих звуков“» размещена в разделах
Описание: Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. К одному из самых распространенных нарушений звукопроизношения у дошкольников относится нарушение свистящих звуков.
Нарушения произношения свистящих звуков:
Межзубный сигматизм, при котором кончик языка просовывается между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке, прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед, слабости мышц кончика языка при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или длинном языке, слабой круговой мышце рта.
Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед, гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
Пригубный сигматизм. Произношение звуков С, З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы те же, что и у межзубного сигматизма.
Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
Шипящее произнесение свистящих звуков. Это происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.
Логопедическую работу по преодолению нарушения свистящих звуков я начинаю с постановки и автоматизации звука [с]. После автоматизации этого звука ведется аналогичная работа по постановке и автоматизации звука [с’], затем со звуками [з, з’], а затем со звуком [ц].
Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.
Произнесение звука [С]
• губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные [О] и [У], что приводит к упреждающему округлению губ;
• зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
• язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;
• вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;
• мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;
• голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.
Отличие артикуляции звука [З] от звука [С]
• при звонком звуке [З] голосовые связки смыкаются и приходят в колебание;
• напор выдыхаемой струи воздуха при произнесении звука [З] становится слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при артикуляции звука [С]. Воздушная струя — узкая, холодная, но более слабая и менее напряженная, чем при произнесении звука [С].
Артикуляция звука [Ц]
Она представляет собой тесное соединение смычного согласного [Т] и щелевого [С]:
• в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;
• мягкое нёбо поднято;
• голосовые связки разомкнуты;
• вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука [С].
Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков [С], [З], [Ц], настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке, нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка).
Работа над каждым звуком ведется в следующей последовательности:
1. Подготовительный этап.
2. Постановка звука, формирование первичных произносительных умений и навыков.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
На подготовительном этапе проводится работа по следующим направлениям:
- подготовка органов артикуляционного аппарата для постановки звука;
- развитие фонематического слуха.
Для развития артикуляционного аппарата детей имеющих нарушения в произношении свистящих звуков подбирается комплекс артикуляционной гимнастики. Комплекс обязательно содержит упражнения для губ, языка и упражнения для выработки воздушной струи.
«Заборчик»
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
«Трубочка»
Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
Чередовать «Заборчик» - «Трубочка».
«Открыть – закрыть заборчик»
Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
«Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
«Остудим блинчик»
Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
«Почистим нижние зубки»
Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается
(зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Горка»
Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).
«Трубочка» из языка.
Развитие фонематического слуха происходит в игровой форме, для этого используются различные игры.
Например, игра «Топай, не зевай». Логопед называет разные звуки (слоги, слова, а ребёнок должен топнуть ногой, если услышит звук [с]. А для звука [з] игра «Поймай комара» - ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [з], который любит петь комар (логопед произносит сначала звуки, а затем слоги).
Этап постановки звука, формирования первичных произносительных умений и навыков предусматривает:
- постановку звука;
- автоматизацию поставленного звука;
- дифференциацию схожих звуков, если это было необходимо.
С некоторыми детьми постановка звука проводится способом подражания:
- с введением игровых приёмов (насосом накачаем колесо «с-с-с», паровоз при остановке «тс-ц-ц», комарик поёт песенку «з-з-з»);
- с применением моделей (ребёнку показываются модели необходимых звуков, которые рассматривались и объяснялись; затем ребёнок по показу логопеда принимал нужную артикуляционную позу и старался произнести нужный звук).
Автоматизация поставленных звуков проводится в соответствии с принципом «от простого к сложному». Сначала поставленный звук автоматизируется в слогах, затем в словах и предложениях, а затем в связной речи.
Этот процесс так же проходит в игровой форме.
На этапе формирования коммуникативных умений и навыков у детей формировалось умение безошибочно употреблять звук во всех ситуациях общения.
Детям можно предлагать игровые упражнения:
1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки [С], [З], [Ц] имеются в начале (в середине или в конце) слова;
2. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков [С] — [З] — [Ц].
3. Заучивание чистоговорок, скороговорок, стишков.
Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука. Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.