Получи документы

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Оля Бурова
Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в МДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе работы по развитию речевого слуха, фонематического восприятия. Теория и практика воспитательной работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияют на становление всей речевой системы в целом. Восприятие речи, овладение её звуковой стороной полностью зависит от сформированности и развития слуха. Правильное воспроизведение речи обеспечивается, прежде всего, за счёт развития физического слуха, а также слухового внимания. Физический слух- это способность слышать окружающие звуки. Речевой слух- это способность ребёнка точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи. Фонематический слух- способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени- звукового анализа, операции мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетание звуков, слогов, слов. Обращение к теме дидактических игр как к средству формирования звукобуквенного анализа и синтеза старших дошкольников, вызвано практической необходимостью: трудностью в овладении звукобуквенным анализом и синтезом, недоразвитие фонематического и речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Консультация для родителей „Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина- недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха- фонематического восприятия ориентировочной деятельности ребёнка в звуковой действительности. Итак, овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтение слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу является необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек- есть модель чтения, а выкладывание фишек- аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме. Формирование правильного фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза- важнейшее направление как в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, так и в работе по профилактике дисграфии и дислексии у детей, не имеющих выраженных речевых нарушений. Работа по развитию фонематического восприятия повлияет на все компоненты речевого развития детей, в том числе на уровне звукового анализа и синтеза. Введение занятий в форме дидактических игр и упражнений по формированию фонетико-фонематического восприятия у старших дошкольников способствует успешному обучению их в школе, и профилактике дисграфии и дислексии.

Особое внимание мы уделяем дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнять игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладевает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие. Так как дидактическая игра способствует расширению кругозора детей.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр- развитие ребёнка, коррекция того, что в нём заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слов, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного освоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной форме.

Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.

Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадаются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо. Формируют быструю реакцию на слово. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр.

Использование дидактических игр способствует расширению следующих задач:

-побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

-способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

-совершенствовать разговорную речь;

-обогащать словарь;

-формировать грамматический строй языка и т. д.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.

Кроме того знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка и литературы в школе. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста .

Консультация «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста» Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста Развитие сенсорных представлений детей раннего возраста.

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, Говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, Фантазировать,.

Инновационный опыт на тему «Дидактическая игра как средство развития речи младшего дошкольного возраста» Условия возникновения и становления опыта С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь один из наиболее.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников» Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются: Воспитание.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорно-познавательного развития детей раннего возраста» Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме «Дидактическая игра- как средство развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Бурова Ольга.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей воспитателя Олейник О. В. по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.».

Консультация для воспитателей «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Содержание педагогической работы основной образовательной программы дошкольного воспитания осуществляется в рамках 5 образовательных областей.

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста» Я хочу представить вашему вниманию опыт работы нашей группы по обогащению и активизации словаря детей младшего возраста. Я работаю с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 апреля 2019 в 11:30
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Оля Бурова (УИ 1672002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД