Галина Викуленкова
Консультация для педагогов «Хороводные игры в разных видах деятельности детей»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хотелось бы начать с истории возникновения народных хороводных игр. Испокон веков взрослые и дети собирались в хороводы. Родители, при помощи игры, передавали своим детям разнообразные знания, умения и навыки. Так из поколения в поколение и до наших дней дошли народные традиции; воспитание любви к своей малой Родине, толерантное отношение детей к людям разных национальностей, положительное отношение к народному творчеству, привитие детям нравственных чувств и норм морали. Где еще, как не в игре дети проявляют заботу о близких людях, доброту, взаимовыручку, сочувствие и сострадание к сверстникам.
Публикация «Консультация для педагогов „Хороводные игры в разных видах деятельности детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Русские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
Как бы ни был тяжел труд у наших предков, они находили время для развлечений и с удовольствием присоединялись к детским играм. Только воспитывая детей через личный пример, взрослые могут наглядно показать и доказать, что необходимо знать историю своей страны, своего города или села; помнить и соблюдать традиции своего народа и уважать традиции других наций; гордиться народом и своей принадлежностью к нему.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, перед нами встала проблема: непонимание детьми таких понятий, как «Патриот своей Родины», «народные умельцы», «национальные ценности» и т. п. Угасает то, что должно быть в каждом детском сердечке: чувство гордости за свой народ, соблюдение его традиций и обрядов.
Поставив перед собой главную цель: воспитание в детях нравственности, чувства патриотизма посредством игры, мы провели «тонкой нитью» хороводные игры через все виды детской деятельности.
Актуальность нашей темы состоит в том, что современные дети и родители далеки от русской культуры; большинство детей не знают русских народных сказок, игр и забав.
Ребенок, который не умеет играть, он не готов к жизни в обществе сверстников и взрослых людей. Так как с помощью игры у детей появляется умение жить и действовать сообща, оказывать помощь товарищам, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела и поступки. В игре ребёнок осознанно ставит цели, стремится к их достижению, при этом проявляет творчество и фантазию.
В нашем саду созданы благоприятные условия для развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.
В педагогическом отношении, русские народные хороводные игры являются ценной находкой, так как применять их можно во всех видах детской деятельности. В нашей группе, зачастую, день начинается и заканчивается хороводной игрой.
Хороводные игры – это один из лучших способов всестороннего развития детей, они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, но и как кладезь информации о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, отдыхе.
Хороводные игры мы включаем в разнообразные виды детской деятельности :
• познавательно – исследовательская деятельность детей (использование хороводных игр, как физкультминутки, заодно и закрепление темы недели, Например «Дикие животные леса» - игра «Медведь»; тема «Игрушки» - игра «Подарки»).
• двигательная деятельность детей (в физкультурном зале или на свежем воздухе, во время прогулки или занятий физической культурой мы используем большое количество хороводных игр. Практика показывает, что невозможно долгое время занимать детей привычными играми. Малышам быстро наскучивает заниматься одним и тем же, а значит, у вас появляется прекрасный повод провести хороводную или подвижную игру. Например: «Карусель, заря – зарница, чурилки, кукушка, барашек» и т. д. Многие воспитатели отмечают, что хороводные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Как только начинается такая игра, дети быстро сбегаются, забывая обо всех обидах и ссорах. Увеличение времени на свежем воздухе в летний период дает возможность для формирования здорового образа жизни, повышения двигательной активности. Хороводные игры дают детям возможность проявлять свои лучшие качества: благородство, доброту, самопожертвование и взаимовыручку. Используя в играх народный фольклор, можно легко познакомить детей с древними обычаями и традициями.
• музыкальная деятельность детей (хороводные игры помогают музыкальному руководителю в процессе образовательной деятельности развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Это вырабатывает у ребёнка понимание музыкально - игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирует двигательные навыки, активизацию чувств, мышления. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.
Хороводы, сопровождающиеся музыкой, помогают естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей. На праздниках и досугах хороводные игры служат украшением мероприятия);
• Самостоятельная деятельность детей (многие специалисты отмечают, что хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми. Во время свободной деятельности, данная разновидность игр, удовлетворяет много важных потребностей ребенка. В частности: потребность в общении, физическом контакте и выражении своих эмоций. Также дети учатся согласованным и слаженным совместным действиям).
• Также свое отношение к хороводным играм дети передают через изобразительную деятельность : в рисунках, аппликациях, лепке.
А теперь хотелось бы сказать, как проводить хороводные игры : тексты для хороводных игр необязательно специально заучивать, поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Перед игрой воспитатели знакомят детей со словами, которые сопровождают хороводную игру. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Необходимый двигательный образ поможет найти музыка. Она же придаст движениям выразительность и пластичность. Участники хоровода держатся за руки, а иногда за пояс, платок или же венок. В некоторых случаях игроки движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал.
В процессе работы по патриотическому воспитанию детей посредством хороводных игр, были получены положительные результаты, которые также были отмечены родителями наших воспитанников. Привлекая к нашей работе родителей, мы столкнулись с тем, что они заинтересованы в том, чтобы прививать детям чувства патриотизма, но зачастую они не владеют информацией, с помощью которой можно дать ребенку понятия о традициях и культуре нашего народа.