Родионова Галина
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…» (из восточной легенды)
Консультация для воспитателей по гендерному воспитанию
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
«Гендер» (род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. Актуальность гендерного воспитания огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли : к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.
Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
1. Средство:
• игры
• народные сказки
• пословицы
• колыбельные песни
2. Методы:
• игры
• познавательно-развивающие этические беседы
• проблемные ситуации
• схемы-действия
3. Формы:
• игровая деятельность
• экспериментальная
• проблемно- поисковая
Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует 3 типа мотивации:
1. игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)
2. личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
3. общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
Главными педагогическими задачами являются :
• оказание детям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта;
• расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
• поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
• создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.
___
Особенности развития мальчиков - У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве
- У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.
- Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее.
- Физически сильнее.
- Ориентируются на дальнее зрение.
- Более подвижны, менее усидчивы, т. к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности.
- Смелее.
- Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.
- Легкие мальчиков по величине больше
- Крови на пол литра больше, чем у девочек
- Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма менее насыщенная.
- Себя зачастую изображают на фоне машин.
- Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета.
- Более самостоятельны в суждениях, ценят динамические моменты.
___
___
Психологические различия мальчиков
___
___
• Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.
___
___
• Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.
___
___
• Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).
___
___
• Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.
___
___
• Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.
___
___
• Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные.
___
___
• Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.
___
___
Особенности развития девочек - Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления. - Девочки дышат грудью
- Большая выносливость. Более крепкое здоровье.
- Физически слабее.
- Организм лучше сопротивляется болезням.
- Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды.
- Быстрее утомляются.
- Чувствительны к шуму.
- Кожная чувствительность выше.
- Ориентируются на ближнее зрение.
- Менее подвижны. Более усидчивы.
- У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые.
- Отдают предпочтение: чёрному, синему, красному, жёлтому, коричневым цветам.
- Любят рисовать себя в фате. Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты.
- Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее.
- Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны.
- Уровень литературного развития у девочек выше, чем у мальчиков; они лучше разбираются в отношениях персонажей.
___
___
Психологические различия девочек
___
___
• Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.
___
___
• Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность.
___
___
• Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.
___
___
• Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.
___
___
• Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.
___
___
• Активно отвечают на повторный информативный призыв. В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.
___
Советы воспитателям по гендерному воспитанию детей
___
1. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).
___
___
2. Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.
___
___
3. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
___
___
4. Используйте чаще разные головоломки для девочек.
___
___
5. Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
___
___
6. Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.
___
___
7. Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.
___
___
8. Приглашайте на занятия чаще мужчин и пожилых людей в их присутствии мальчики более организованы.
___
___
9. Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться.
___
___
10. Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.