Герасимова Татьяна
Консультация для воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников»
Подготовили воспитатели группы №12 : Герасимова Т. А.
Фоменко Н. А.
Цель: Формирование понятия «гендерное воспитание», его значение в жизни дошкольников.
Публикация «Консультация для воспитателей „Гендерное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Актуальность проблемы гендерного воспитания дошкольников :
Гендер- (от англ. gender-род, пол)-социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина», «женщина».
Гендерный подход- это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процессе, т. е. в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.
Гендерное воспитание-это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и настоящих женщинах, а этот необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе приводят к разрушению традиционных стериотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов привела к смешению половых ролей, стираются границы между «мужскими» и «женскими» профессиями.
На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки зачастую становятся агрессивными и грубыми, а мальчики, наоборот. Перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми нередко можно заметить, что многие девочки лишены терпения, чуткости, нежности, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики, же наоборот, слабы физически, не умеют постоять за себя, не выносливы, эмоционально неустойчивы.
Именно в период раннего и дошкольногт детства у детей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребёнок узнаёт, что существует два пола, и начинает понимать, кто он- мальчик или девочка. С4-х до 7-ми лет формируется гендерная устойчивость (константность) : дети осознают, что маличи становятся мужчинами, а девочки-женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций и личных желаний ребёнка.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с саиого рождения. Ведь, как только родитель узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ни чего орбщего с такими стереотипами.
Самая борльшая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались в главного потребителя, и не перекладывали бы только на женские плечи обязанности по воспитанию детей. Ну. А женщина не становилась бы существом вне пола, или обеих полов.
Становление гендерной идентичности является серьёзной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.
Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя. Ввели термин «гендер», который означает «социальный пол, пол, как продукт культуры». А гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включасющая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
В программе дошкольного образования согластно ФГОСприсутствует образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» она включает в себя формирование у ребёнка гендерной принадлежности. В связи с этим на первое место выходит проблема учёта гендерных особенностей воспитанников. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы у ребё нка сформировалось устойчивое понятие своего пола: Я-девочка, Я-мальчик.
Задачи гендерного, полового воспитания в детском саду :
развивать представление у детей о чсебе т о других людях, как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
обогащать знания о своей семье, семейных традициях, знакомить с основными функциями семьи, как психологического и социального института;
закладывать основы осознавания своих особенностей, и восприятия окружающими, учить строить личное поведение с учетом реакции на него других людей;
углублять знания детей о понятиях «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать правильной половой и гендерной идентификации;
воспитывать интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Учиь управлять своими эмоциями и поведением;
воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру.
Для организации гендерного воспитания детей необходимо знать психологические портреты мальчиков и девочек.
Педагоги должны быть грамотными в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей, но и знать особенности познаввательной сферы мальчиков и девочек.
А именно, при подготовке к специально организованной деятельности (занятиям) педагод должен продумать некоторые моменты:
-продумать вопросы к заданиям, учитывая особенности детей разного пола;
-использовать больше наглядности, т. к. это очень важно для мальчиков;
-делить детей на смешанные подгруппы и рассаживать в пары девочка-мальчик. Т. к. дети взаимодополняют друг друга;
- пути решения познавательной задачи должны носить как информационный (для девочек, так и исследовательский (для мальчиков) характер;
-объяснение последовательносить работы должно быть кратким, конкретным, четким, понятным, что очень важно для мальчиков;
-периодически проводить мероприятия, викторины, КВН, типа «А, ну-ка девочки!», «А ну-ка, мальчики!» и т. п.
Средства формирования гендерной идентичности дошкольника в детском саду
Предметно-развивающая среда
Среда явлается одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его социальгного опыта и индивидуальных знаний. Среда обеспечивает не только разные виды активности, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. С учетом гнендерного подхода, помимо общепринятых, в группах должны быть введены следующие элементы ППРС:
мини-среды мужского и женского труда, светского этикета («Театр», «Концерт» и т. п)
кулы-мальчики, кулы-девочки с различными соответствующими атрибутами;
карточки-символы (добро, честность,смелоссть, сила, красотаи и т. п)
схемы-действия для отражения культурных эталонов мужского и женского поведения.
Совместная деятельность
Цель и содержание различных видов образовательной деятельности следует формулировать с учетом половой принадлежности детей.
Познавательная деятельность Должна быть направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, их профессиональной деятельности, нравственно-этической культуре, семейно-бытовой сферы, традиций воспитания, и т. д.
На занятиях по математике использовать разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики-о машинках и т. п.
В конструктивной деятельности важно использовать как можно больше разных видов и размеров конструктора, девочкам можно предложить различные мозаики, бисероплетение.
Изобразительная деятельность В данном виде деятельности желательно создание условий для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить эмоционально значимое и интересное на их взгляд в качестве творческого продукта, при этом важно знать, что кисть руки мальчика отстаёт в своём развитиии от кисти девочки в среднем на 1-1.5 года.
Физическое развитие Следует планировать разную дозировку упражнений и разные основные виды движений для мальчиков и девочек; на музыкальных занятиях необходимо подбирать репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера с учетом пола детей.
Сюжетно-ролевая игра
В игре закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребёнка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы, закрепляются позитивные стереотипы мужского и женского поведения.
При это м важно соблюдать ряд требований при пед. сопровождении игры:
сюжет игры должен соответствовать возрасту детей;
в игре необходимо организовать несколько детей разного пола;
воспитатель занимает позицию «играющего партнёра», избегает негаьтивных оценок и подчёркивает позитивные моменты;
необходимо понимать специфические задачи игры, а так же видеть её развивающие возможности для формирования представлений у детей о социальных половых ролях в обществе.
Хозяйственно-бытовая деятельность Трудовые поручения следует распределять в зависимости от пола ребё нка: мальчики например выполняют работу с применением физической силы, а девоски, с аккуратностью и т. д.
Работа с родителями Для выяснения представления и отношения родителей к проблеме гендерного воспитания детей, можно провести анкетирование с примерными вопросами: «Должны ли быть у ребёнка домашние обязанности?», «Какие качества мы воспитываем у мальчиков и у девочек?», «Знаете ли вы своего ребёнка и особенности его взаимооотношений со сверстниками?» и т. п.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по данному вопросу необходимо:
оформлять наглядную информацию в «Уголке для родителей».
проводить практические консультации,о
рганизовывать психолого-педагогическое просвещение («Школа родителей» ит. п.) по данной теме,
оформлять тематические стенгазеты, фотоальбомы,
проводить совместные культурно-досуговые мероприятия,
привлекать родителей к участию в различных творческих конкурсах,реализации различных проектов.
В конце хочется отметить, что при общении с детьми крайне важно помнить, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, эмоций, мышления. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, по-разному понимают и осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И поэтому воспитывать, обучать и даже любить их нужно по-разному. Это является ещё одним доказательством актуальности гендерного воспитания, которое должно расставить все приоритеты при индивидуальном подходе в воспитании мальчиков и девочек как в ОУ так и в семье.