Екатерина Артемова
Специфика обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время психоречевые нарушения среди детей дошкольного возраста носят достаточно распространенный характер. Но родители за частую не замечают каких-либо нарушений у своего чада, ссылаясь на свойства темперамента, возрастную двигательную активность, надеясь, что все наладится по мере роста ребенка. Проблема может обнаружится в начале школьного периода, когда начинается совокупность школьных нагрузок, когда ребенку необходима концентрация внимания на протяжении определенного времени, усидчивость, а также длительное сохранение умственного напряжения. Именно поэтому очень важно вовремя распознать нарушение в возрасте до 7 лет и обратиться к специалистам за помощью.
Публикация «Специфика обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Период формирования психики как правило продолжается до 5-летнего возраста и обуславливается постепенным приобретением опыта и навыков на основе познавательных функций. Если ребенок без объяснимых причин не способен усваивать навыки и у него доминируют банальные поведенческие формы и особые неестественные движения, следует подумать о нарушении его психического развития.
При обследовании ребенка с нарушением психического развития необходимо установить характер психического статуса: речь, навыки игры, зрительное и слуховое сосредоточение, рассуждение, ориентация в пространстве, контроль над поведением (импульсивность, гиперактивность) и способность удерживать внимание. [А. С. Петрухин]
После обнаружения психоречевых расстройств, осложненных СДВГ требуется помощь таких специалистов как логопед, психолог, невролог, необходима так же медикаментозная поддержка.
Разработка методов и технологий комплексного обучения и воспитания дошкольников с подобным нарушением требует особого внимания, так как педагогический процесс должен быть построен определенным образом, с учетом возможностей всех детей.
Безусловно, весьма важно, чтобы учитель умел заинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, должен овладевать вниманием учащихся и приковывать его. Для этого необходимо всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учёбы. [О. П. Денисова]
Л. А. Ясюкова пишет о том, что педагог должен учитывать, что произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью, далее в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.
В то время как дети со стандартной психикой могут сосредотачиваться на протяжении определенного количества времени, ребенку с СДВГ это дается гораздо труднее. Важно не требовать от ребенка постоянного напряжённого внимания, а давать таким детям небольшой перерыв во время учебного процесса, например, вручать песочные часы с длительностью в 5-7 минут, для того, чтобы ребенок мог переключить внимание, заняться чем-то иным, удовлетворить потребность в двигательной активности, которая накопилась в течении занятия, заменить интеллектуальную активность на физическую, вплоть до того, чтобы ребенок просто побегал, предположим в коридоре. Таким образом у ребенка усиливается мотивация, снижается умственная утомляемость, повышается интерес к продолжению занятий.
Индивидуальная коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
1. Научить ребенка правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми;
2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки;
3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей;
4. Установить контакт с педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивным детьми;
5. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в повседневной жизни;
6. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
По мнению психологов, специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства.
Интересна позиция О. И. Политик, в своем исследовании она указывает на тот факт, что подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие их особенности: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать гиперактивных детей в коллективную работу целесообразно поэтапно: сначала играть с ребенком индивидуально, затем привлекать его к играм в малых подгруппах и только после этого включать в коллективные игры. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания, они должны задействовать все анализаторы, слуховой, зрительный, вестибулярный, кожный, тактильный.
Так же игры на тренировку усидчивости, контроля импульсивности, преодоления расторможенности, можно включать дыхательные упражнения, упражнения на растяжку, когда ребенок начал хорошо справляться с поставленной задачей, можно усложнить условия игры или дополнить ее новыми правилами. Таким образом дошкольникам с СДВГ будет легче направить энергию на упорядочение самого себя, ощутить свое личное пространство и устойчивость внешнего мира.
И в заключении хотелось бы отметить, что никакой диагноз не является приговором. Важно помочь своему ребенку в преодолении трудностей, поэтому так важна роль родителей в жизни ребенка, особенно ребенка с психическими нарушениями. Необходима нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками.
Родителям важно уметь создавать гармоничную среду внутри семьи, быть последовательными, учится сдерживать эмоции, избегать новых конфликтных ситуаций, по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка, поверить в него, в его силы и возможности. Так же можно отметить, что речь дошкольников с психоречевыми дефектами, осложненного синдромом гиперактивности, не отличается кардинально по каким-либо характеристикам от детей с неосложненным вариантом. Отмечается только специфичное восприятие инструкции и процедуры выполнения задания. Следовательно, необходимо корректировать подачу инструкции, а также процедуру проведения обследования. Исследуя жизненный опыт окружающих близких людей, имеющих в детстве диагноз гиперактивность, можно сказать, что из таких детей вырастают очень целеустремленные личности, найдя еще в подростком возрасте любимое дело, занятие, они отдаются ему с полной самоотдачей и в большинстве случаев добиваются успеха и даже славы.
Литература:
1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивным детьми в детском саду. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2015. - 64 с. ,
2. Денисова О. П. Психология и педагогика. – М. : Флинта, 2011. - 67 с. ,
3. Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М. : Соц. -полит. журн., 1994. - 96 с. ,
4. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью 2003. - 128 с.,
5. Петрухин А. С. Детская неврология: учебник: в двух томах М. : ГЭОТАР- Медиа, 2012, - Т. 2. - 560 с. ,
6. Политик О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб., 2005. - 208 с. ,
7. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении СПб : ГП ИМАТОН, 2005. - 256 с.