Докторова Татьяна Геннадиевна
Консультация для педагогов «Формирование национальной культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать
накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение
принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его
культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников и
младших школьников с историческим своеобразием родного края. Знакомясь с
родным селом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение,
разные виды деятельности, свойственные дошкольнику и младшему школьнику,
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование национальной культуры дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в
определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к
богатствам национальной культуры.
Мы живем в республике, которая, на данный момент, процветает и несет
за собой определенный смысл - Мордовия. Это место, которое может произвести огромное впечатление. Мордовия - многонациональная республика. Коренным ее население являются мордва.
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к
национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать
накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение
принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его
культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту,
где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников и
младших школьников с историческим своеобразием родного края. Знакомясь с
родным селом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение,
разные виды деятельности, свойственные дошкольнику и младшему школьнику, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к
богатствам национальной культуры.
Мы живем в республике, которая, на данный момент, процветает и несет
за собой определенный смысл - Мордовия. Это место, которое может произвести огромное впечатление. Мордовия - многонациональная республика. Коренным ее население являются мордва.
Поликультурное воспитание в нашем детском саду реализуется,
преимущественно, через программу по дополнительному образованию
«Мордовская культура». Я работаю по данной программе только второй год, но
тем не менее уже есть положительные результаты, которые меня очень радуют и мотивируют.
Работа по данной программе началась с организации предметно-
развивающей среды на группе. Был организован уголок, в который входит:
фотографии и изображения достопримечательностей нашего города, картотеки
игр на мокшанском языке, картотеки потешек, стихов, сказки на мокшанском
языке, национальный костюм и украшения. Была изучена методическая
литература по теме и создан перспективный план.
Так же был организован музей «Моя малая родина», где мы проводим свои
занятия по программе. Во время занятий я знакомлю детей с бытом Мордовского народа, с традициями и обычаями. В музее находится богатый материал, для знакомства с мордовской культурой : национальные костюмы, предметы быта, предметы старины мордовского и русского народа. Дети с удовольствием посещают музей, который вызывает у них огромный интерес. Занятия по мордовской культуре проходит в игровой форме и очень нравятся детям, для них это не только познавательно, но и весело.
Вместе с детьми мы разучиваем мордовские народные игры, изучаем
потешки, знакомимся с музыкальными произведениям на мокшанском языке,
знакомим с историей мордовского народа, разыгрываем сценки.
Изучаем и шьем, с помощью родителей, национальные костюмы
мордовского народа, цветовую гамму и узоры, орнаменты которые в
последствии учимся переносить на рисунки. Национальные костюмы, которые
находятся в музее, используем при постановке сценок, в результате чего дети
еще больше погружаются в мир мордовской культуры. Я очень рада, что
родители с удовольствием принимают участие в моей работе.
Интерес к национальной культуре так же воспитывается при обучении
детей мордовскому языку. Изучению мокшанскому языку отводится огромное
значение, которое происходит по принципу от простого к сложному. Для начала
мы изучали простые слова приветствий и знакомства, изучали названия
животных, оттенки цветов, а впоследствии переходили к изучению более
сложных слов, которые пробовали составлять в предложения, учимся вести
несложные диалоги. Учимся считать на мокшанском языке, слушать красоту
мордовской речи, учим легкие песни и стихи. Знакомимся с национальным
костюмом, с разновидностями мордовских узоров, изучали мордовские
народные игры и танцы. И уже начали представлять свой детский сад на
конкурсах (муниципальный конкурс «Мир детства»).
Несмотря на непродолжительное время работы по данной программе мы
уже имеем положительные результаты: у детей сформировано представление о мордовском (мокшанском) языке; дети знают стихотворения на мокшанском языке, пословицы, чистоговорки, песни; знают несколько сказок на мордовском языке; ознакомлены с народными праздниками, традициями и обычаями
мордовского народа, с мордовскими национальными костюмами;
знают достопримечательности родного города.