Шульгина Олеся Владимировна
Консультация для педагогов «Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Дети пятого года жизни познают свойства объектов: цвет, формы, размер, расположенность в пространстве, группируют и классифицируют предметы по нескольким свойствам. Дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов, по 2-3 признакам находить сходство и различия. Они выявляют зависимость между предметами по количеству, расположению и другим признакам.
В ходе усвоения детьми математического материала решаются задачи по развитию у детей :
- самостоятельности, инициативности, желания и умения сосредоточенно играть довольно длительное время(15-20 мин) в содержательные познавательные игры;
- умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по свойствам, количеству, расположению, назначению;
- умение сосчитывать предметы, звуки, движения и пользоваться счетом для оценки количества объектов;
- творческого воображения, умения активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.
В разных видах деятельности (играх, играх – занятиях, сюжетно-дидактических играх) организуется процесс познания детьми математических отношений, связей и зависимостей геометрических фигур, величин, чисел, что развивает познавательные способности детей их опыт и характер представлений.
Предложенные ниже дидактические игры помогут детям и педагогам в работе над формированием геометрических представлений.
ИГРА: «ЧТО В МЕШОЧКЕ?»
Цель игры: показать, что результат пересчета (сколько) не зависит от его последовательности.
Ход игры: несколько(4-5) небольших, легко узнаваемых предметов педагог. предварительно показав детям, опускает в мешочек. Определив их на ощупь, дети по очереди вынимают предметы, пересчитывают, каждый раз с новой фигуры.
ИГРА «ЧТО ПРОПАЛО?»
Цель игры: развивать внимание, кратковременную и долговременную память.
Ход игры: продемонстрировав предметы, педагог просит детей закрыть глаза. Один из предметов он прячет. Дети должны назвать, что пропало. Игра повторяется несколько раз. Затем, собрав предметы в мешочек, педагог просит вспомнить, кто какой предмет доставал в ходе упражнения. («Кто достал шарик? Кто достал кубик?»)
ИГРА «ОБЕЗЬЯНКА».
Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, учить воспроизводить образец конструкции.
Ход игры: рассадив детей, педагог раздает им по 2 кирпичика(2*4*8см) из строительного набора. Воспитатель спрашивает :
- Сколько кирпичиков у каждого?
- Два предмета - это пара. Какого цвета пара у Тани? У Вовы?
- У кого пара одного и того же цвета?
- У кого пара разного цвета?
- Сейчас я буду составлять различные комбинации из двух кирпичиков. Вы должны быстро повторять мою композицию на своих кирпичиках.
ИГРА «НАЙДИ ФИГУРУ»
Цель игры: учить детей различать геометрические фигуры, сравнивать фигуры, развивать долговременную память.
Ход игры: рассмотреть геометрические формы – круг, треугольник, квадрат. Отсчитав вслух (или отхлопав) до 5, отыскать среди своих фигур ту, которую педагог, показав, перевернул изображением вниз.
Упражнение можно повторять,используя набор карточек. Дети ищут фигуру по памяти. Задание усложняется числом фигур, увеличенных до 4-5 штук.
ИГРА «НАЙДИ И НАЗОВИ».
Цель игры: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета: развитие внимания, быстроты реакции.
Правила: ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнившие эти условия ребенок берет фигуру себе.
Ход игры: на фланелеграфе раскладываю в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Воспитатель говорит «Кто нашел большой круг?», «Кто нашел большой квадрат?»и т. д. Ребенок, правильно и быстро показавший фигуру, берет ее себе.
ИГРА «МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ».
Цель игры: освоение умения классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма.
Ход игры: дети по описанию выбирают «ковры» для жителей города Геометрических фигур. Красные фигуры хотели бы такой ковер: в середине квадрат, снизу прямоугольник, сверху три треугольника, слева - один треугольник, справа - два треугольника. Можно предложить детям самим нарисовать ковры.
ИГРА «ЗАЛАТАЙ КОВРИК».
Цель игры: расширять представление о геометрических фигурах, учить соотносить размер и форму фигур, закреплять знания о цвете, развивать моторику пальцев рук.
Ход игры: вложить в коврики «заплатки» нужного размера, формы и цвета.
ИГРА «ПОМОГИ МИШУТКЕ»
Цель игры: развивать внимание, расширять представление о геометрических фигурах, учить соотносить размер и форму фигур, закреплять знания о цвете
Ход игры: детям предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены. Заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовать Мишутке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета -красная.
ИГРА «ПОДБЕРИ ПО ВЕЛИЧИНЕ».
Цель игры: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).
Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т. д.) двух размеров - большие и маленькие.
Ход игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие. Игра проводиться с небольшой группой детей (6-7 чел.).
ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Цель игры: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т. д.).
Ход игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры, одним словом.
ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЮЮ ФИГУРУ»
Цель игры: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.
Материал: Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, цифры: «2», «3», «4», «5», «6».
Ход игры: Ребенку дается задание – найти лишнюю фигуру. (Круг, он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники). Из чисел «2», «3», «4», «5», «6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла).
ИГРА «ПОДБЕРИ ПОДХОДЯЩЕЕ».
Цель игры: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему признаку.
Материал: Карточки с изображением разнообразных геометрических фигур.
Ход игры: Перед ребенком выкладываются три карточки с изображенными на них геометрическими фигурами, находящимися в какой-либо зависимости. Задача ребенка – подобрать четвертую карточку с подходящей геометрической фигурой.
ИГРА «ЧТО ПОДХОДИТ?»
Цель игры: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.
Материал: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».
Ход игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).
ИГРА «РАЗДЕЛИ ФИГУРЫ»
Цель игры: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.
Материал: Три больших квадрата, пять маленьких квадратов одного и того же цвета, цифры «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10».
Ход игры: Ребенок должен разделить фигуры на две группы (по размеру). Из чисел «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10» выбрать те, которые подходят к составляемым группам, объяснить свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре – у всех квадратов по четыре угла).
ИГРА «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ».
Цель игры: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выделять лишнюю, отличную от других, классифицировать фигуры по двум основаниям (цвет, размер, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, обозначать группы обобщающим словом.
Материал: Четыре больших квадрата (три красных, один зеленый, два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг, цифры «1», «2», «3», «4».
Ход игры: Детям задается вопрос: какая из этих фигур лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты). Дается задание – разделить все квадраты на группы. ( Два основания классификации: по цвету и размеру). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших красных квадрата, три зеленых квадрата, четыре больших квадрата). Сколько всего квадратов? Сосчитаем по порядку (первый, второй).
ИГРА «ПОСМОТРИ И РАЗЛОЖИ».
Цель игры: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, разделять фигуры на заданное количество групп, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.
Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника, цифры: «2», «5», «3»?
Ход игры: Дается задание разделить на две группы ( по разным признакам: цвету и размеру – большие желтые фигуры и маленькие зеленые; по форме – круги и треугольники). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых круга, пять желтых больших фигур, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга, три маленьких зеленых треугольника).
ИГРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК».
Цель игры: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку
Материал: Геометрические фигуры.
Ход игры: На ковре лежат геометрические фигуры, это – домики. У детей в руках карточки геометрического лото, это – адреса. Пока звучит музыка, дети двигаются по ковру, по сигналу – находят свой домик. В одном доме может быть один или несколько жильцов
ИГРА «ФЕДОРКА».
Цель игры: Развитие умения классифицировать предметы по одному признаку (размер, цвет, форма, материал)
Ход игры: Подбираются пары похожих предметов, отличающихся по какому-либо признаку, один предмет без пары – «федорка». Пример: кубик зеленый и красный кубик, ложка деревянная и металлическая ложка… Предметы лежат на столе. Дети подходят по очереди и составляют пары предметов, объясняя свой выбор
ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ».
Цель игры: Отработка употребления предлогов, геометрических форм.
Материалы: Для игры потребуется корзиночка, геометрические формы, известные детям.
Ход игры: Назови фигуры. Где лежит треугольник. «Ночь». Что изменилось, где теперь треугольник? (В корзине, справа от корзины, под корзиной)
ИГРА «КАТИТСЯ – НЕ КАТИТСЯ».
Цель игры: Определение формы предмета, свойства фигур.
Ход игры: Хлопни, если названный предмет катится, топни – если не катится
Арбуз, кубик, книга, колесо, карандаш, банка, морковка, листочек, апельсин, домик, мяч…
ИГРА «НАЙДИ ПРЕДМЕТ».
Цель игры: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Ход игры: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу». Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.
ИГРА «ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО» .
Цель игры: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур : по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы : круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар, квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).
Ход игры: Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
ИГРА «СОБЕРЕМ БУСЫ».
Цель игры: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Материалы: Длинная лента, разноцветные картонные геометрические фигуры с отверстиями
Ход игры: На полу лежит длинная лента. На ней в определенном чередовании нанизаны фигуры.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с геометрическими фигурами и говорит : «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая».Дети выбирают геометрические фигуры и нанизывают их в соответствии с заданной закономерностью.
ИГРА «ЛОТО».
Цель игры: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной - круг, квадрат, треугольник; на другой - круг, овал, квадрат; на третьей - квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п., набор карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.
Ход игры: Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг, поднимают руки и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа детей, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.
По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм. В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.