Татьяна Русинович
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект семинара по познавательному развитию детей старшего и подготовительного возраста на тему :
«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе».
Подготовили: воспитатель старшей группы Русинович Т. Ю.
Санкт-Петербург
2019 г.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе» размещена в разделах
Цель: обобщить знания детей о неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
• развивать любознательность, память, умение делать выводы;
• развивать творческое воображение, умение фантазировать;
• развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
• способствовать развитию познавательных интересов;
• расширить знания о неживой природе;
• учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
• учить способам самостоятельного познания;
• продолжать воспитывать любовь к природе;
• развивать навыки проведения опытов;
• расширять и активизировать словарь детей;
• поощрять выдвижение гипотез;
• развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
• воспитывать аккуратность при работе с песком, водой, камнями.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы : летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям дошкольника. Есть замечательная китайская пословица, которая гласит:
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Наблюдая за детьми, мы определили объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес. Для достижения цели определили следующие задачи :
• Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.
• Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности.
Для решения поставленных задач нами в группах создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам :
Песок и вода, звук, магнит, камни, свет и тень, воздух.
В своей работе используем следующие методы и приё мы:
• Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр презентаций о природе).
• Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов).
• Практические (игры - эксперименты, игры-опыты).
Организуя детское экспериментирование, мы пришли к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию.
Работу с детьми проводим в наиболее благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега происходит в зимний период, а изучение песка — в теплые месяцы, в него можно играть.
Работу по экспериментированию проводим ежемесячно. Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты, которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы : песком, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
При изучении новой темы, используем определённую структуру :
• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи) ;
• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• проверка гипотез;
• подведение итогов, вывод;
• фиксация результатов;
Работу с детьми в «Детской лаборатории» начали со знакомства с хозяином – «Профессором Знайкой», который познакомил детей с оборудованием, и правилами поведения. «Профессор Знайка» показывает опыты и ставит перед детьми проблемные ситуации. После поставленного вопроса мы не торопимся с ответом, а предлагаем детям самим найти ответ, способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, для удовлетворения своего познавательного мотива. «Профессор Знайка» может прислать в группу какую-нибудь подсказку книгу, предмет – намек на отгадку, может предложить спросить у родителей, а затем рассказать всем детям.
В старшем дошкольном возрасте, при проведении опытов работа осуществляется по этапам, выслушав и выполнив одно задание, дети получают новое, более сложное. Они следят за ходом выполнения опыта, поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается. Мы очень внимательно следим за ходом работы, напоминая о правилах безопасности, в сложных моментах оказываем помощь, задаём вопросы, стимулирующие развитие логического мышления. В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети делают выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулируют выводы. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Проводим опыты с магнитами, тенью, водой, снегом, песком, воздухом. В помощь для самостоятельного воспроизведения опытов мы предлагаем детям алгоритмы, которые служат для развития способностей, для систематизации познавательного опыта.
При изучении темы «Песок» дети познакомились с его составом и свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опытов - «Сыпем, сыпем, посыпаем», «Лепим колобки» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым, что из влажного песка можно лепить. Выясняем с детьми, кому песок нужен для жизни, кто живет в песчаных пустынях. Рассматривая глобус, отыскиваем Сахару, обсуждаем, кто там живет.
В одной из бесед предлагаем подумать о том, нужен ли песок людям. Предлагаем обсудить этот вопрос дома с родителями. На следующий день продолжаем разговор о том, как песок используют в строительстве (его добавляют в цемент, чтобы получить прочные бетонные изделия, в изготовлении стекла.
Планируя работу с детьми по теме «Вода-Волшебница», дети учатся различать воду в трёх физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твёрдой - в виде льда и в виде подвижного летучего пара. А при проведении опыта «Лед - легче воды» ребята убедились в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает - тает. О газообразном состоянии воды дети узнали из опыта «Пар - это тоже вода», когда поместив зеркальце над паром, они увидели, что на нем выступили капельки воды. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства : прозрачная, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной, теплой и горячей. На занятии «Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет. Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняем. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Работая по теме «Воздух», познакомили детей с его свойствами и ролью в жизни человека. Маленькие исследователи в играх: «Мы ищем воздух», «Ворчливый шарик», открывали для себя элементарную закономерность - мы дышим воздухом, воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, движение воздуха - это ветер, его можно увидеть в воде, в виде пузырьков. Ребята учились делать элементарные умозаключения. Например, при решении проблемы «Можно ли услышать воздух?» мнения детей разделились : одни говорили, что воздух можно услышать, но не могли объяснить, как; другие говорили, что воздух услышать нельзя. Тогда мы предложила провести опыт «Воздух поёт и свистит», в ходе, которого они пришли к одному мнению, что воздух действительно поёт и свистит. Дети брали бутылочки, приставляли к нижней губе и дули сбоку на горлышко – возникал звук. Объяснили, что ещё можно услышать воздух с помощью свистков и свистулек. Так дети ещё раз убедились, что воздух поёт и свистит.
Работая над темой «Камни», ребята знакомились с разнообразием камней в природе, с их отличительными признаками (они бывают разного размера, имеют разную структуру, различаются по цвету). Вместе придумываем сказки, например «Как камень из моря в детский сад попал», или «Что рассказал речной камень рыбкам в аквариуме?» Со старшими дошкольниками провели серию занятий на тему: «Простые и ценные камни в природе». Дети узнали о том, что камни в природе есть в земле, в реках и морях, поэтому их называют речными и морскими. Их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда округлой формы, гладкие — такими их сделали морские волны. Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений. Рассказали детям, что у Земли есть каменная одежда и там, где этой одежды много возвышаются горы. Во время прогулок собирали разные камни для коллекций, обсуждали с детьми природные богатства нашей страны и нашего края и то, как человек использует их. Рассмотрели коллекцию камней железной руды, которую добывают на Лебединском ГОКе. Дети как ученые исследовали камни с помощью лупы.
Наблюдая за солнцемв один из солнечных дней, обращаем внимание на тень человека: ее размеры, форму, как она ходит и бегает за каждым, как исчезает. Объясняем, что это происходит от того, что солнце утром восходит с восточной стороны, а вечером заходит на западе. Объектами наших наблюдений стали солнце, звезды, луна, радуга. После наблюдения за объектами неживой природы детям давала задание - сделать зарисовки, чтобы потом можно было сравнивать произошедшие изменения за определенный период.
На занятиях познакомились с планетами солнечной системы. Дети узнали, что у некоторых планет по несколько спутников, а у Земли он один, но какой замечательный! Это наше ночное светило - Луна! Дети стали обращать внимание, что она не всегда выглядит одинаково. То полная Луна заливает призрачным светом заснеженные поля, то узкий серпик месяца с трудом пробивается из-за облаков. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос предложила детям провести длительное наблюдение за Луной. Конечно, без помощи родителей ничего бы не получилось. А так дети совершали вечерние прогулки и наблюдали за звездным небом. Дети узнали, что месяц и Луна - это один и тот же небесный объект. Просто вращаясь вокруг Земли, Луна отражает солнечные лучи на одной своей стороне, а другая ее сторона остаётся невидимой.
Работая над темой времена года, используем в своей работе «Календарь сезонных наблюдений», с помощью которого дети закрепляют знания дней недели, месяцев, производят наблюдение за изменением природных явлений в зависимости от времени года.
Можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по экспериментированию, мы смогли заинтересовать детей, у них появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы.
Применение экспериментирования оказало влияние на повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей. Расширились и углубились знания детей о неживой природе. Дети стали замечать красоту, необычность природы, любоваться, наблюдать, сравнивать.
В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.