Альмира Минченко
Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в возраста в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее специфической характеристикой личности является система её отношений к окружающему миру и особенности ее поведения в дальнейшем. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям. Обобщая исследования ученных (Т. В. Антонов, А. М. Виноградова, Н. С. Ежкова, Е. А. Кудрявцева) понятие «ценность» можно определить как то, что значимо для человеческой жизни на земле, обеспечивающее счастье жизни, как условие жизни.
Публикация «Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в возраста в контексте ФГОС» размещена в разделах
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Н. С. Ежкова выделяет семь основных ценностей, которые в своей совокупности представляют ценностно-ориентационный аспект содержания образования детей дошкольного возраста. В этих ценностях интегративно представлены основные смысловые стороны жизни, культуры и обобщенно раскрываются ведущие ценностные ориентации современного общества, среди которых Семья (любящие родители, родственники, семейные ценности) занимает центральное место.
В дошкольном детстве ребенок «вслушивается» и «всматривается» в ценности родителей и близких людей. Взрослый человек редко подвергает сомнению те ценности, которые ему привили в семье, именно они являются основой его представлений и суждений о мире. В семье ребенок приобретает базисное доверие к людям, к миру, уверенность в своих силах, учиться любить и понимать, проявлять заботу и внимание, быть полезным и ответственным. Поэтому семья выступает в качестве важнейшего проводника социализации ребенка-дошкольника и представляет собой неповторимость микросредовых условий, индивидуальности родителей, накладывающих отпечаток на представления, интересы, индивидуальный опыт, духовный мир личности.
Между тем, нынешняя действительность характеризуется стремительными социальными изменениями, часто не совсем положительными, которые оказывают влияние на семью и подрастающее поколение. Сегодня такие качества как взаимопомощь, милосердие, альтруизм, сочувственное отношение к близким, которые не так давно считались ценными в общественном и семейном воспитании, все больше вытесняются ценностями индивидуализма. В поведении взрослых все чаще просматриваются главенство личных целей и интересов, часто не совпадающих с семейными, стремление полагаться только на себя, установки на достижение личного успеха, а порой откровенный эгоизм и удовлетворение только собственных потребностей.
Кроме того, в исследованиях Е. С. Бабуновой, Т. М. Бариновой, Е. С. Евдокимовой, О. В. Солодянкиной и др., отмечена скудная информированность детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи. Безусловно, все это влияет на жизнь семьи, и влечет за собой формирование у современного дошкольника искаженного образа семьи.
Анализируя образ семьи у наших воспитанников, мы также выделили как позитивные, так и негативные особенности, влияющие на его формирование. В первом случае, дети имеют представления о семейных ролях, функциях родителей, их потребностях, способах проявления внимания и заботы в семье. Однако острой проблемой, влияющей на восприятие образа семьи, являются несколько факторов, среди которых особо отметим проблему дефицита общения и совместную деятельность родителей с ребенком, недостаточную содержательность семейного досуга и снижение воспитательной роли отцов. Эта проблема усугубляется недостаточной содержательностью семейного досуга, в котором не развиваются общие интересы детей и взрослых, и ребенок, как правило, не чувствует себя частью семейного коллектива. Только небольшая часть воспитанников удовлетворяет в семье свои потребности в разговорах, играх, совместном труде, ощущает их помощь и поддержку.
По нашим результатам исследования, тревожными тенденциями являются не только недостаточность и бедность эмоционально-теплого общения, загруженность родителей, размытость ролевых функций, но и то, что большинство родителей не осознают в полной мере значимость положительных внутрисемейных отношений, развития у детей представлений о семейных традициях и истории семьи, организации семейного досуга. Большинство родителей сами не знают исторических корней своих семей и традиции организации досуга, чаще, их элементы возникают в семьях стихийно, а дети участвуют в них эпизодически. Что указывает на деформацию семьи, её ценностей, структуры и даже форм. Стерт и практически утрачен идеал семьи.
Перечисленные факты заставили задуматься о причинах, порождающих представления дошкольников о семье и о ценностях родительства, об уровне педагогической культуры родителей и успешности домашнего воспитания. Возникли вопросы: «Почему все чаще возникает разобщенность ребенка и родителей? Почему содержание семейного досуга в семьях, как правило, определяется родителями без учета интересов и предпочтений детей? Почему решение непосредственных задач обучения и воспитания дошкольников родители часто перекладывают на воспитателей дошкольных учреждений, педагогов разнообразных студий и секций? Каковы причины перечисленных явлений?»
Безусловно, это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины, одной из которых на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных способов общения. Что в свою очередь негативно отражается на формировании образа семьи у современных дошкольников, препятствуя закладыванию первых контуров образа своей семьи, формирования доверительных отношений ребенка с родителями.
Анализируя вышесказанное, был сделан вывод, что укрепление института семьи и формирование у подрастающего поколения семейных ценностей указывают на необходимость пересмотра традиционных подходов к организации такого сложного раздела работы в дошкольном учреждении, как формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. А повышение педагогической культуры родителей должно стать неотъемлемой частью педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Ведущие психологи различных научных школ, как зарубежные (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и др., так и отечественные (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина и др., придавали особое значение дошкольному периоду в становлении личности и её смыслообразующих ценностных компонентов. В частности отмечалось, что важно правильно организовывать нравственное воспитание ребенка с раннего детства, закрепляя в его сознании мотивационные действия поведения человека, приобщая к семейной культуре, ориентируя на семейные ценности (материнство, отцовство, родство, семейные традиции, которые повлияют на построение положительной модели собственной семьи в будущем.