Ямщикова Юлия
Консультация для педагогов ДОУ «Эмоциональное выгорание педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Знакомо ли вам состояние, когда
неожиданно чувствуешь себя очень уставшим, появляется крайне странное
ощущение, будто внутри что-то сломалось: все безразлично, все нипочем?
Работа, которая так нравилась, которой отдавался без остатка, без которой не
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Эмоциональное выгорание педагогов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
представлял своей жизни, теперь не радует, а раздражает, общение с детьми
вызывает негативные эмоции. В голове живет только одна мысль: поскорее
закончился бы рабочий день! Дома тоже ничего не хочется, даже общаться с
близкими.
Многие, наверное, находились в подобном состоянии. Психологи назвали
его синдром эмоционального выгорания.
Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное
истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Синдром
эмоционального выгорания - это опасное профессиональное заболевание
тех, кто работает с людьми: педагогов, врачей, психологов, социальных
работников. Известный американский психолог Кристина Маслач, которая
одна из первых начала исследовать эту проблему, утверждала, что
эмоциональное выгорание - это плата за сочувствие.
Профессия педагога отличается рядом специфических особенностей,
главной из которых является безусловное общение с детьми, а также волевой
стимул, который постоянно побуждает к практической педагогической
деятельности. Образовательная деятельность не имеет фиксированного
объема и общепринятых критериев оценки результативности, но требует
творчества, активного функционирования сознания, постоянной работы над
собой, совершенствования и пополнения знаний, что часто приводит к
эмоциональному перенапряжению.
Поэтому главными причинами возникновения синдрома эмоционального
выгорания педагогов являются :
- Стресс, вызванный большим количеством требований;
- Неспокойная обстановка на работе, требующей устойчивого внимания и
напряжения;
- Не всегда разумная организация рабочего времени и труда;
- Невнимание к своему физическому здоровью.
Учитывая, что психологическое переутомление педагога приводит к
снижению качества образовательного процесса, ухудшению
психологического климата в группе, а, следовательно, и эмоционального
состояния детей, очень важно заранее предупредить возникновение синдрома
эмоционального выгорания.
Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней,
через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться
каждому дню, минуте, впечатлению.
Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны
занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.
Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы
ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться
разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от
хронического переутомления или заболеваете”.
Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете
делать с любовью.
Так гласит древняя восточная мудрость.
“Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам
способов”.
Современный педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение
и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование
приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное
мастерство, оптимально построить свое общение со школьниками и коллегами
по работе.
Для профилактики синдрома эмоционального выгорания эффективно
использовать следующие приё мы антистрессовой защиты:
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на
фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и
послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4:
четыре секунды на вдох, четыре - на задержку дыхания, четыре - на выдох.
Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет
легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.
Потягивание.
Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и
хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.
Ароматерапия.
Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга.
Результат - чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и
удержать улыбку 10—15 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно
делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь - выпрямитесь. Вы
можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть
уверенным в себе человеком».
Творчество:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте; •танцуйте; •пойте; •лепите; •шейте; •конструируйте и т. п.
Для человека важно не только физическое, но и психологическое,
эмоциональное здоровье. С целью повышения именно психологического
качества жизни необходимо познакомиться с правилами позитивного начала
и завершения дня.
Как начинать свой день
В начале дня самым важным является наше настроение, поскольку утром
происходит настройка организма и души на предстоящий день. Какая будет
настройка, таким будет и весь день!
Первый совет: «Ваш будильник должен звонить мягко и нежно. Помните,
что резкий звонок будильника — это стрессовый фактор, воздействие
которого на наше настроение такое же, как и среднего по напряжению удара
электротоком, не опасного для жизни. И тот, и другой — стресс-факторы,
которые вызывают страх и напряжение. Стоит ли начинать свой день с таких
неприятных эмоций?»
Второй совет: «Встаньте немного раньше обычного времени, чтобы утром
не нужно было сразу начинать спешить. Если Ваше утро начнется с
беспокойства, нервозность и раздражительность будут обеспечены Вам в
течение всего дня».
Третий совет: «Не вставайте сразу и рывком! Поставьте будильник на
несколько минут раньше необходимого времени, чтобы утром не спешить.
Откройте глаза и потянитесь!».
Четвертый совет: «Подумайте о приятном! Приучите себя к тому, что
каждое утро Вы начинаете свой день с мысли о чем-то приятном. Так,
потянувшись, спросите себя: «Что хорошего будет для меня в этот день?»
Пятый совет: «Встаньте и наденьте яркую, радостную и удобную одежду».
Шестой совет: «Сделайте несколько физических упражнений, чтобы
зарядиться энергией. Сделанная утром гимнастика дает возможность
почувствовать «мышечную радость».
Седьмой совет: «Идите в ванную и принимайте душ, который усилит Ваше
чувство начала и свежести».
Восьмой совет: «Посмотрите на себя в зеркало: глаза лучатся энергией,
кожа — свежестью. Можно причесаться и направиться в кухню».
Девятый совет: «Завтрак должен быть легким и состоять из любимых
продуктов. Наверное, это — йогурты или каши. Кроме приятного вкуса, они
еще и полезны. Затем — что-то горячее и жидкое, например, кофе или чай.
Возможны также разные сухарики и джемы».
Десятый совет: «Не торопясь, оденьтесь и спокойно выходите из дома».
Завершение дня
Главное предназначение вечера — это отдых после напряженного дня и
подготовка к спокойному сну, восстанавливающему силы.
Первый совет: «Не совершайте действий, идущих вразрез с Вашей
совестью и Вашими убеждениями, это обеспечит душевное спокойствие
вечером и хороший сон.
Второй совет: «Не реагируйте на чужие поступки, особенно негативные».
Третий совет: «Цените свое человеческое достоинство. Чаще говорите
себе фразу: «Я — умный, успешный и хороший человек».
Четвертый совет: «В течение вечера поддерживайте в себе спокойствие,
при возможности старайтесь перед сном погулять или принять теплую ванну.
Позвольте себе быть вечером немного расслабленным и ленивым, никуда не
торопитесь».
Пятый совет: «Каждый вечер делайте что-то приятное для себя:
поваляйтесь немного на диване, просматривая иллюстрированный журнал,
скушайте что-то легкое и вкусное, послушайте хорошую музыку или
посмотрите хороший фильм».
Шестой совет: «Не пейте кофе или крепкий чай в вечернее время, чтобы
не нарушить сон».
Седьмой совет: «Подведите итоги дня, выделяя самое позитивное.
Засыпая, вспоминайте счастливые моменты своей жизни в течение дня, свои
достижения и успехи, радости, добрые взгляды людей, их внимание и заботу».
Восьмой совет: «Каждый прожитый день воспринимайте как подарок
жизни, чувствуйте удовлетворение, что этим подарком Вы владеете».
Девятый совет: «Не ругайте себя, если что-то не получилось в течение дня.
Воспринимайте события дня с доверием к общему течению своей жизни.
Думайте о том, что все, что происходит, — к лучшему».
Десятый совет: «Перед сном продумывайте планы на будущий день,
опираясь исключительно на собственные достоинства».
Как часто человек, который заточил себя в собственной клеткеквартире, теряет способность радоваться жизни! А отсутствие
удовольствий и радости ведет к депрессии. Почему люди так редко
радуются? Потому что потеряли способность верить и надеяться. Потому
что переполнены знаниями? Потому что глобальное потепление климата
добавило количество пасмурных дней?
Найдите радость в себе - и она вернет вам солнечную погоду.
Улыбнитесь - и к Вам вернется беззаботная юность. Откройте
сердце Ангелу Радости и эта радость окружит Вас со всех сторон.