Ирина Сибуль
Консультация для педагогов «Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических проблем»
▼ Скачать + Заказать документы
Терминология: профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка;
психологическая – относящаяся к психологии, изучающей закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования
социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе; статус – положение, состояние
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Определения извлечены из «Толкового словаря русского языка» авторы С. И Ожегов, Н. Ю. Шведова
Человек существо социальное : большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками - это залог будущей успешной жизни. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.
В каждой группе детского сада педагоги наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей. Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразный: они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют – и все это протекает, с одной стороны, естественным образом, без свойственной взрослым фальши и лицемерия, а с другой стороны, с большой эмоциональной напряженностью и конфликтностью.
Традиционно для исследования отношений внутри группы используется метод социометрии. Термин «социометрия» происходит от латинских слов «socius» - друг, товарищ и «metrum» - измерение, мера. Одна из целей социометрической процедуры – выявление «социометрических позиций», то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования. Процедура заключается в следующем: каждый ребенок группы должен выбрать наиболее симпатичных ему детей.
Выделяют три группы мотивов выбора :
умение играть – это умение придумывать новое развитие знакомой игры, и организовать игру среди детей («умеет играть», «с ним интересно», «с ним весело»). Это самый значимый мотив.
личностные качества - неконфликтность, доброта, щедрость и т. д. («добрый», «хороший», «честный», «не обижает никого»)
инструментальные навыки – умение рисовать, петь, строить из конструктора.
Если ребенок получил более половины всех выборов – он «звезда», полученные 3 - 4 выбора можно считать нормальным, средним показателем. Дети, которые получили отрицательные выборы более, чем от половины детей – отверженные. Если ребенок не получил ни одного положительного выбора – изолированный.
Причина отвержения детей кроется чаще всего в их конфликтном поведении. Одна из причин конфликта – накопление отрицательных эмоций, дискомфорт, с которыми ребенок не в силах справиться в условиях группы. К сожалению, сталкиваясь с проявлением отрицательных эмоций у детей мы, взрослые, зачастую относим их к «нежелательным» эмоциям и не «работаем» с ними. В лучшем случае из наших уст дети могут услышать, например, такие комментарии: «Не плачь, ты же мальчик!» «Не бойся, ты уже большой», «Нечего злиться». Но наша задача состоит не в том, чтобы подавить или искоренить ту или иную эмоцию, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, осознавать их, достойно проживать и в итоге управлять своим поведением.
Следует отметить, что нередко педагоги становятся причастными к тому, какой выбор сделает ребенок. Этот выбор основывается на оценках воспитателя («послушный», «хорошо кровать застилает», т. д.). Вот несколько примеров ответов детей, основанных на оценках воспитателя: «кушает хорошо», «правильно произносит звук [Р]», «не крутится, когда засыпает», «всё съедает», «разговаривает за столом», «хорошо рисует», «быстро одевается», «маленького роста», «неправильно звуки говорит», «очень тихо говорит».
Плохую службу нам могут сослужить некорректные высказывания по отношению к тому или иному ребенку, особенно в присутствии других детей, относительно внешнего вида ребенка. А также угрозы в адрес ребенка, постоянная критика, негативная характеристика, принижение успехов ребенка. Другими детьми эти высказывания могут быть восприняты как безусловная информация значимого взрослого о ребенке. Итак, еще одной причиной может быть педагогическая оценка, которая влечет негативное отношение сверстников.
Следующую причину назовем исходя из мотивов выбора. Можно предположить, что ребенок не получил положительные выборы в виду недостаточных игровых и инструментальных навыков.
На основе социометрических показателей можно также определить психологический климат в группе и доминирующий стиль общения воспитателя с детьми. Например: каждый ребенок получил положительные выборы, максимальное количество выборов 5 - 6, выборы в основном однополые (это характерно для детей 5 - 7 лет, при выборе дошкольники ориентируются на игровые умения, качества личности, дружеские отношения, дети самостоятельно организовываются в игровые объединения. Эти характеристики свидетельствуют о демократическом стиле взаимодействия воспитателя с детьми.
Роль взрослых в создании благоприятного психологического микроклимата в группе (бесконфликтной обстановки)
- Создать в группе единую систему традиций и ценностей (ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников)
- Особое внимание уделить «изолированным» детям: привлекать их к совместной деятельности группы, находить им поручения; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы
- Оптимально распределять поручения между воспитанниками
- Планировать работу на занятиях и во время проведения досуговых и других мероприятий в микрогруппах. Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха.