Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических проблем»

Ирина Сибуль
Консультация для педагогов «Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических проблем»
▼ Скачать + Заказать документы

Терминология: профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка;

психологическая – относящаяся к психологии, изучающей закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования

социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе; статус – положение, состояние

Темочки:

Определения извлечены из «Толкового словаря русского языка» авторы С. И Ожегов, Н. Ю. Шведова

Человек существо социальное : большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками - это залог будущей успешной жизни. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

В каждой группе детского сада педагоги наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей. Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразный: они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют – и все это протекает, с одной стороны, естественным образом, без свойственной взрослым фальши и лицемерия, а с другой стороны, с большой эмоциональной напряженностью и конфликтностью.

Традиционно для исследования отношений внутри группы используется метод социометрии. Термин «социометрия» происходит от латинских слов «socius» - друг, товарищ и «metrum» - измерение, мера. Одна из целей социометрической процедуры – выявление «социометрических позиций», то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования. Процедура заключается в следующем: каждый ребенок группы должен выбрать наиболее симпатичных ему детей.

Выделяют три группы мотивов выбора :

умение играть – это умение придумывать новое развитие знакомой игры, и организовать игру среди детей («умеет играть», «с ним интересно», «с ним весело»). Это самый значимый мотив.

личностные качества - неконфликтность, доброта, щедрость и т. д. («добрый», «хороший», «честный», «не обижает никого»)

инструментальные навыки – умение рисовать, петь, строить из конструктора.

Если ребенок получил более половины всех выборов – он «звезда», полученные 3 - 4 выбора можно считать нормальным, средним показателем. Дети, которые получили отрицательные выборы более, чем от половины детей – отверженные. Если ребенок не получил ни одного положительного выбора – изолированный.

Причина отвержения детей кроется чаще всего в их конфликтном поведении. Одна из причин конфликта – накопление отрицательных эмоций, дискомфорт, с которыми ребенок не в силах справиться в условиях группы. К сожалению, сталкиваясь с проявлением отрицательных эмоций у детей мы, взрослые, зачастую относим их к «нежелательным» эмоциям и не «работаем» с ними. В лучшем случае из наших уст дети могут услышать, например, такие комментарии: «Не плачь, ты же мальчик!» «Не бойся, ты уже большой», «Нечего злиться». Но наша задача состоит не в том, чтобы подавить или искоренить ту или иную эмоцию, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, осознавать их, достойно проживать и в итоге управлять своим поведением.

Следует отметить, что нередко педагоги становятся причастными к тому, какой выбор сделает ребенок. Этот выбор основывается на оценках воспитателя («послушный», «хорошо кровать застилает», т. д.). Вот несколько примеров ответов детей, основанных на оценках воспитателя: «кушает хорошо», «правильно произносит звук [Р]», «не крутится, когда засыпает», «всё съедает», «разговаривает за столом», «хорошо рисует», «быстро одевается», «маленького роста», «неправильно звуки говорит», «очень тихо говорит».

Плохую службу нам могут сослужить некорректные высказывания по отношению к тому или иному ребенку, особенно в присутствии других детей, относительно внешнего вида ребенка. А также угрозы в адрес ребенка, постоянная критика, негативная характеристика, принижение успехов ребенка. Другими детьми эти высказывания могут быть восприняты как безусловная информация значимого взрослого о ребенке. Итак, еще одной причиной может быть педагогическая оценка, которая влечет негативное отношение сверстников.

Следующую причину назовем исходя из мотивов выбора. Можно предположить, что ребенок не получил положительные выборы в виду недостаточных игровых и инструментальных навыков.

На основе социометрических показателей можно также определить психологический климат в группе и доминирующий стиль общения воспитателя с детьми. Например: каждый ребенок получил положительные выборы, максимальное количество выборов 5 - 6, выборы в основном однополые (это характерно для детей 5 - 7 лет, при выборе дошкольники ориентируются на игровые умения, качества личности, дружеские отношения, дети самостоятельно организовываются в игровые объединения. Эти характеристики свидетельствуют о демократическом стиле взаимодействия воспитателя с детьми.

Роль взрослых в создании благоприятного психологического микроклимата в группе (бесконфликтной обстановки)

- Создать в группе единую систему традиций и ценностей (ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников)

- Особое внимание уделить «изолированным» детям: привлекать их к совместной деятельности группы, находить им поручения; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы

- Оптимально распределять поручения между воспитанниками

- Планировать работу на занятиях и во время проведения досуговых и других мероприятий в микрогруппах. Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха.

Публикации по теме:

Профилактика медико-социальных проблем в детско-подростковой среде через работу школьного клуба «Эколог» Вредные привычки и их последствия - это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Дети младшего школьного возраста и подростки.

Консультация для педагогов ДОУ «Зарубежные системы воспитания детей в детских садах» Детские сады в Великобритании В Великобритании садики делятся на два типа — государственные и частные. Государственные садики в Великобритании.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для педагогов «Вербное воскресенье» с мастер-классом детских поделокКонсультация для педагогов «Вербное воскресенье» с мастер-классом детских поделок Праздник «Вербное воскресенье» знают и любят все православные христиане, его не возможно спутать ни с какими другими праздниками. За неделю.

Консультация для педагогов «Всё ли мы знаем о героях детских книг?»Консультация для педагогов «Всё ли мы знаем о героях детских книг?» Факты, о которых мы и не подозревали Когда-то нас называли самой читающей страной мира. Так это было или не так, мы не узнаем. Да это,.

Консультация для педагогов «Всё ли мы знаем о героях детских книг?». Часть 2Консультация для педагогов «Всё ли мы знаем о героях детских книг?». Часть 2 Золушка Сегодня выполняю обещание и продолжаю рассказ о любимых героях. Золушка. Сказка и персонаж, популярный ВСЕГДА И ВЕЗДЕ. Очень много.

Консультация «Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка»Консультация «Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка» Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка Правильно говорят, что свободная деятельность детей - это его самостоятельность.

Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем Мастер-класс на РМО педагогов-психологов "Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем дошкольников".В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических проблем»
Опубликовано: 23 июня 2024 в 17:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических проблем»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сибуль (УИ 3143858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД