МААМ-картинки

Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития у детей конструктивных умений и навыков»

Ирина Петрова
Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития у детей конструктивных умений и навыков»

Все начинается с детства – истина, не требующая доказательств, поэтому и педагоги и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой эффективного развития ребенка (М. В. Крулехт, А. А. Крулехт).

Перед педагогами ДОУ стоит центральная проблема, как воспитывать, обучать и развивать малыша, чтобы это соответствовало его природе, уникальным возрастным особенностям, индивидуальным склонностям и интересам. Начиная с дошкольного возраста нужно готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству и преобразованию себя.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Ручной труд как средство развития у детей конструктивных умений и навыков“» размещена в разделах

В этом контексте, особый интерес представляет содержательная творческая деятельность, реализуемая в детском художественном ручном труде.

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность.

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

Художественный ручной труд – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

В программе детского сада, ручной труд включает работу с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В. Г. Злотников).

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.

Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И. Я. Базик, Э. К. Гульянц).

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка.

Для того, чтобы достичь положительных результатов в развитии детей в данной практической деятельности, необходимо заинтересовать детей, вызвать у них желание самим делать чудесные поделки. Поэтому необходимо знакомить детей с понятиями, что такое оригами, бумагопластика, киригами, где зародились эти виды искусства складывания бумаги. При работе с бумагой отрабатывается точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Тут же закреплялись и элементарные математические представления детей о геометрических фигурах и формах таких как: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, конус, цилиндр, формировались умения ориентировки в пространстве и на листе бумаги. В ходе изготовления поделок из бумаги нужно объяснять условные знаки, с помощью которых записывается последовательность изготовления любой фигурки и использовать пооперационные карты, содержащие последовательность изготовления поделки, с помощью которых, ребенок легко может разобраться, каким образом изготовить фигурку, и как грамотно её оформить.

Знакомство детей с тканью начинается с общего разговора о тканях, рассказывают детям об их происхождении, из чего они состоят и чем они отличаются друг от друга. Конструирование из маленьких фрагментов тканей различной фактуры, состава и расцветок является очень увлекательным занятием для детей. В непосредственно образовательной деятельности, а именно в создании художественных образов из лоскутков ткани, можно легко менять уровень сложности работы и выстраивать занятие, с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки группы. Так, например дети 5-6 лет выполняют задания, следуя инструкциям, ребята постарше могут использовать лоскутки ткани для составления своих композиций. Материалы, используют самые обычные, они всегда найдутся в каждом доме: шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и искусственные ткани, к тому же они имеют весь широкую цветовую гамму, что позволяет воплощать любые, самые смелые идеи.

Работа с природным материалом: листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой, дала мне возможность познакомить детей с богатым разнообразием его качеств : цветом, формой, твердостью. Кроме того дети учиятся фантазировать, различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы. В процессе работы дети учатся обдумывать процесс деятельности до ее начала, подбирать заранее весь необходимый материал, основные части конструкции, продумывать процесс их соединения. Такое предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнение конструкции, тщательную её отделку, а также быстрее получить нужный результат.

Несомненно, работа приведет к большему успеху, если в работу подключить родителей. Поэтому в ДОУ важно организовывать выставки работ из природного материала, бумаги, ткани, в создании которых принимают участие родители со своими детьми. Для родителей можно провести консультации на темы : «Значение ручного труда для формирования личности ребенка», «Ребенок мастерит с родителями», «Театр на столе», организовывать мастерские, например, в «Мастерской Деда Мороза». Цель таких мероприятий: заинтересовать родителей, объяснить значение и значимость ручного труда для формирования личности ребенка и подготовке его к школе.

Своевременное обучение детей воспитателями и родителями трудовым умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становится посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому материалу отдать предпочтение.

Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста «Узнай на ощупь» Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь. Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

«Петушок — красный гребешок». Ручной труд как средство разностороннего развития ребенка«Петушок — красный гребешок». Ручной труд как средство разностороннего развития ребенка Ручной труд для детей, необходим ли он вообще? Работа с ножницами, клеем, бумагой, природным и бросовым материалом. Что ребенку дают.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития у детей конструктивных умений и навыков»
Опубликовано: 30 июня 2020 в 18:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД