наталья кузнецова
Консультация «Профессиональные качества педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от педагога способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности.
Успешное решение задач национального воспитания непосредственно связано с совершенствованием подготовки педагогов, их профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Ни одна другая профессия не ставит таких требований к человеку, как профессия педагога. Особые профессиональные и общественные функции педагога, необходимость быть всегда на виду у объективных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности педагога, его морального облика. Требования к педагогу - это императивная система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельности. Педагог обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культуры, стремиться к воплощению в себе человеческого идеала.
Публикация «Консультация „Профессиональные качества педагога“» размещена в разделах
Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональных технологиях, вторая ее половина – искусство. Педагогическая деятельность будет успешной тогда, когда педагог сумеет развить и поддержать познавательные интересы детей, создать атмосферу совместного творчества, коллективной ответственности и заинтересованности в успехах всех обучающихся и воспитанников.
1. Культура педагога : начитанность, знания
Особенность современного педагога в значительной степени определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Культура педагога - высокий уровень развитости у педагога любого ранга (воспитателя, учителя, директора школы и др.) личностных качеств (характера, интеллекта, общей эрудиции, творческого потенциала и профессиональных способностей. Стержневой основой культуры педагога является его духовно-нравственное воспитание, сохранение им культуры своих отцов. Именно культурой педагога определяются действия его в конкретном образовательном процессе, какую технологию обучения и воспитания он выбирает. Чем выше уровень развития личности педагога, тем он способнее совершенствовать традиционные приемы обучения. Низкий уровень культуры может загубить в его руках самую передовую технологию. На основе идей культурологического подхода к образованию разрабатывается новая концепция подготовки педагога не на основе знаний, а основе развития его культуры. Культура педагога есть комплексное многоуровневое явление, складывающееся как индивидуальная интегральность (подход к человеку, обществу и науке, затрагивающий все сферы человеческой деятельности).
Культура педагога выполняет ряд функций: передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения; развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действенно - практической сфер и психики; обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе; формирование эстетического отношения к действительности; укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей
Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Педагогу, как ни кому другому, следует руководствоваться словами известного естествоиспытателя К. А. Тимирязева — надо знать обо всем понемногу и все о немногом. Знания являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников и студентов, которые оценивают педагога не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться, входить в контакт с людьми, сколько по профессиональным качествам.
Начитанность (широкая осведомлённость в различных областях знаний или в одной какой-либо области) педагога, положительно интеллектуальное качество личности, проявляющееся как любовь к чтению, знание разнообразной литературы и понимание прочитанного. Начитанность характеризует человека эрудированного, с высокой читательской культурой. Начитанный человек хорошо помнит прочитанное в деталях, много знает наизусть, способен сопоставлять источники, мысли между собой. С начитанным человеком легко и интересно общаться. Достигается путем непрерывного образования и самообразования педагога. Источником самообразования могут выступать книги, курсы, лектории, экскурсии, поездки, просмотр телепередач, слушание радио, периодика, театр, общение с людьми, Интернет. Кроме этого, чрезвычайно важны знания, приобретаемые педагогом в процессе изучения своих обучающихся — их характера, способностей, склонностей. Важны и знания, которые педагог приобретает в процессе своей педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придает всей деятельности педагога творческий характер.
Эрудиция педагога складывается из общих и специальных знаний. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру педагога. Специальные знания, необходимые для преподавания предмета, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и знания по своему предмету. Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами физиологии, психологии, педагогики может привести к серьезным педагогическим ошибкам. Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере педагогом авторитета в глазах учащихся.
Специальные знания, которыми обладает педагог, можно разделить на теоретические, практические и методические. Теоретические знания касаются истории науки, закономерностей работы организма и психики человека, принципов воспитания и обучения и т. д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом «почему?». Практические знания педагога касаются, прежде всего, знаний того, как нужно выполнять то или иное задание, как провести тот или иной эксперимент по физике, химии, биологии и т. д. Это основные знания, которые приобретаются на практических занятиях во время обучения в педагогическом учебном заведении. Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как научить учащихся выполнять то или иное задание.
Приобретение педагогом необходимых знаний — это лишь часть дела, немаловажная часть — донесение этих знаний до учащихся. Профессионализм обнаруживается главным образом в том, что педагог знает, как учить и воспитывать, как переводить учащегося из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи и наиболее быстрыми и экономичными путями реализовать цель и задачи воспитания. В связи с этим Н. В. Кузьмина (1980) выделяет несколько уровней деятельности по передаче знаний учащимся:
1) репродуктивный уровень: педагог сообщает учащимся знания предмета, которыми владеет сам. Однако это еще не признак педагогической квалификации; 2) адаптивный уровень: он включает в себя не только знание предмета, но и знание особенностей восприятия и понимания материала; 3) уровень, локально моделирующий знания: педагог способен не только передавать знания и транслировать их применительно к аудитории, но и конструировать их, заранее учитывая, с каким прежде изученным материалом нужно его сопоставить, какие трудности встретятся при восприятии нового материала и что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности; 4) уровень системного моделирования знаний: педагог, раскрывая учащимся ту или иную тему, учитывает всю систему их знаний; 5) уровень, связанный с осознанием конечной цели: какого специалиста, с какими знаниями, умениями, мировоззрением и т. д. нужно готовить в данном учебном заведении.
Эрудированный педагог должен быть и носителем высокой индивидуальной культуры. Учитель всегда является наглядным образцом для учащихся, своеобразным эталоном поступков и поведения.
2. Особенности культуры внешнего вида педагога
Существует ряд профессий, для представителей которых внешность играет первостепенное значение: директор телевидения, дипломат, актеры и т. д. К ним принадлежит и профессия педагога. Внешность педагога выполняет несколько специфическую роль, ведь он имеет дело не просто с социумом, а с будущим страны. Впечатление, которое производит педагог во время первой встречи со своими воспитанниками, оставляет неизгладимый след в их памяти. Педагог – это своеобразный эталон, образец для подражания, поэтому его облик должен быть безупречным во всех отношениях. Разделить понятие «культура внешнего вида педагога» можно на две составляющие: стиль и манера одеваться и особенности поведения.
Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия. Идеальной формой одежды для педагога является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку. Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов.
Аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подбирается в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным. Парфюмерные и косметические средства с легким нейтральным ароматом. Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня). Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.
Немаловажное значение для педагога имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам. Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал. Внешний вид педагога должен излучать спокойствие и уверенность. Дети очень чувствительны к чужим настроениям. Учителю же важно не потерять возможностей для установления дружеских отношений с учениками, что является основой позитивного взаимодействия. Почувствовав сомнение учителя в способности усмирить аудиторию, они с радостью сядут ему на голову, и провести урок будет очень сложно. Не стоит все время общаться на повышенных тонах. Спокойный и уверенный тон, а иногда молчание, принесут гораздо больший результат. Жесты помогают педагогу привлечь внимание класса, подчеркивают его авторитет и значимость. Важно, чтобы жестикуляция была открытой. Руки, сложенные на груди в замок, скрещенные пальцы свидетельствуют о неуверенности и закрытости педагога.
Не менее важным качеством хорошего педагога, является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение. Сила голоса педагога тоже имеет большое значение. Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу.
Главное, о чем необходимо помнить, - это то, что внешний вид современного учителя не многим отличается от облика представителей профессии конца прошлого столетия. Консервативный и строгий внешний вид разбавлен дружелюбной улыбкой и открытостью к общению, а традиционный костюм дополнен актуальными деталями и уместными аксессуарами. Педагог - мастер в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий педагог, Педагог с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности. Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, но и со стороны всего общества.
Список литературы
1. Азаров Ю. П. Основы педагогического мастерства : учебное пособие. – М. : 2004.
2. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. – Рос-тов-на-Дону, 2003.
3. Ильин Е. П., Психология для педагогов. – СПб. : Питер, 2012.
4. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для вузов - М. : Просвещение, 2006.
5. Основы педагогического мастерства : Учеб. пособие для пед. спец. высш.
учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др. ; Под ред.
И. А. Зязюна. – М., 1989.
6. Черепанова В. Н. Педагогическая имиджелогия. – Тюмень: ТОГИРРО, 1998.
7. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. – М. : ЮНИТИ,1994.